Мировоззренческой основой Возрождения стал гуманизм. Идейное содержание ренессансной культуры выразилось в научных, литературных, философских, педагогических и иных воззрениях, которые поставили в центр мира человека. Родиной гуманизма (как и Возрождения) стала Италия. В первой половине ХVв. итальянский ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином “humanitas” (человеческая природа, духовная культура), от латинского слова “humanus” “человеческий”. Поэтому весьма часто “гуманизм” трактуют как синоним слова “человечный”,”человеколюбие”.
Сами гуманисты (Ф.Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни) употребляли этот термин в том смысле, который вкладывали в это слово во времена Цицерона - самим Цицероном и его современниками. Например, Авлом Гелием, римским ритором II в. н.э. По Авлу Гелию термин «humanitas” означал не только” проявление человечности”, сколько “человеческую натуру”. Авл Гелий писал, что “гуманизм означает не … доброе отношение и благожелательство ко всем людям без разбора”, а называет гуманизмом – “эрудицию и осведомленность в науке и искусствах”. Итак, гуманизм – это “эрудиция и осведомленность в науке и искусствах”, в таком значении этот термин и употребляли сами гуманисты. Одним словом, в Италии ХV-ХVI вв. термин “humanitas“ означал светскую образованность. Светские науки (studiahumana) были противопоставлены науке церковной (studiadivina).В противовес studiadivinitatis – познанию божественного (наукам о божественном, составившим основу схоластической системы знания) – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studiahumanitatis, куда входила грамматика, риторика (традиционные для средневековой системы образования), филология (преимущественно занималась сопоставлением и выверкой текстов античных авторов), история (должна была осмыслить деятельность сильных личностей и великих мира сего, а также изучать достижения культуры и усилия общества), педагогика (должна была сформировать гармонически – духовно и физически – совершенную личность), поэтика (занималась осмыслением как античной, так и современной поэзии), этика (последняя стала стержнем всего этого комплекса). Этот новый комплекс гуманитарных наук основывался на изучении древнегреческого и латинского (классического) языков. В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в которой особое место было отведено светской этике, которая разрабатывала проблему достоинства человека, основанного на личных качествах и способностях, а не богатстве и знатности.От термина «studiahumanitatis» ведут начало термины »гуманист» (знаток и приверженец studiahumanitatis) и гуманизм.
Окончательно термин «ренессансный гуманизм» (или «гуманизм эпохи Возрожджения») сложился в научной литературе ХIХ в. на основе двух понятий «humanitas” (в значении – приущая человеку духовная высоконравственная культура) и “studiahumanitatis” (т.е. термин, обозначивший новый комплекс гуманитарных дисциплин). Профессионально изучением комплекса наук “studiahumanitatis” занимался новый слой людей - главным образом светской интеллигенции (кстати, весьма разнородный по своему происхождению. Среди ее представителей можно было встретить выходцев из самых в общем-то полярных слоев общества – от представителей купеческой среды и потомственных аристократов до сыновей крестьян и ремесленников) - гуманисты.
Впервые слово «гуманист» встречается в 1490 г. В середине ХУ1 в. оно прочно вошло в обиход ученых. Так стали называть знатоков и преподавателей философии, риторики, истории, поэтики, читавших дисциплины комплекса studiahumanitatis на младших артистических факультетах университетов. Хотя в то же время следует сказать, что термин «гуманист» не имел строго профессионального звучания. Скорее он был признанием определенных качеств или (что особенно важно!) степени образованности в науке и искусстве. Безусловно, в Италии ранее всего выработалось представление о гуманисте как об образованном человеке, владеющем древними языками, знающем историю, древнюю литературу, философию, поэзию и т.д.
Итальянский гуманизм захватил три столетия – с ХIV в. до начала ХVII столетия (в странах Северного Возрождения – Германии, Франции и др. – гуманизм начал развиваться значительно позже – только в конце ХУ в. и достиг своего расцвета, а затем и пережил упадок в течение ХVI столетия). По мнению профессора МГУ Лидии Михайловны Брагиной – крупнейшего специалиста в области изучения итальянского гуманизма – последний имел 5 стадий (или периодов) своего развития: 1. Период раннего гуманизма (в Италии) продолжался со второй половины ХIV в. до начала ХV столетия; 2. Следующий период захватил начало ХVв и длился до середины 40-х гг. ХV в.; 3. Третий период – это 40-е—90-е гг. ХV в.; 4.Четвертый – продолжался до 20-30-х г. ХVI в и, наконец, 5 период – охватывал 40-е—90-е гг. ХVI в. (либо начало ХVII в.), особенности первых трех (что объясняется хронологическими рамками лекциионной темы) мы рассмотрим несколько ниже.
Другие публикации:
Древнегреческая драматургия
Древнегреческая драматургия своими истоками связана с сельскими празднованиями в честь Диониса. К греческой драме относились трагедии, сюжетом которых обычно были мифы о героях и богах, но поэты 5 в. до н.э. трактовали эти мифы по-своему. ...
Виды кружев
Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов ...
Греческая религия и общественные праздники
Греческая религия была органичной частью культурной и общественной жизни полисов Древней Греции. Она определяла мировоззрение и мироощущение греческих граждан, их нравственные и этические нормы, а также формировала образы и основные тенде ...