Ранний гуманизм в Италии

Материалы » Ранний гуманизм в Италии

Страница 4

Петрарка автор многочисленных писем, основные из которых были собраны в 2 сборника: “Книгу писем о делах повседневных” (350 писем) и “Старческие письма” (125 писем)(последний сборник он предполагал закончить автобиографией “Письмом к потомкам”),в которых он делится своими размышлениями, обращенными ко всем образованным людям (в большей степени к людям будущего, поскольку он не сомневался, что его занятия, история его жизни, склонности и т.д. принесут пользу и последующим поколениям). В его произведениях частенько звучит мотив (характерный,впрочем, для дальнейшего развития гуманизма) о том, что мудростью и разумом наделены лишь немногие образованные люди, остальные же – “глупцы”, “стада лишенных разума животных”, лишь внешне сохранивших облик человека.Он противопоставляет узкий круг достойных уважения – "народу"”(под которым подразумевает людей неученых), свою ученость – “толпе жаждущих низменных прибылей” и ее невежеству. “Образованных всегда мало, а в наше время – чрезвычайно мало…,” -- писал Петрарка, и эти слова великого поэта как ни странно не потеряли своего смысла и сейчас.

Еще при жизни слава о Франческо Петрарке перешагнула границы Италии. Для гуманистов он стал классиком: его переводили на языки разных стран Европы, ему подражали, его сочинения комментировали, его яркой индивидуальностью восхищались.Особенно сильным влияние Петрарки оказалось в поэзии – его”Книга песен” дала импульс общеевропейскому явлению петраркизма.

Младшим другом Петрарки был итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313—1375). Уроженец Флоренции, купеческий сын, Джованни Боккаччо свои лучшие юные годы провел в Неаполе. Здесь он изучал каноническое право и коммерцию, но главным его увлечением была поэзия (сочинения Вергилия, Овидия, Данте) и рыцарская литература. Боккаччо – автор многих поэтических и прозаических произведений, написанных на народном итальянском языке - вольгаре. Первые, наиболее ранние его сочинения – стихи, воспевающие Фьямметту, роман “Филоколо” (начат в 1336 г.), поэма “Филострато” (1338). В 1340 г.Боккаччо вернулся во Флоренцию, где пробовал свои силы на поприще дипломатии и торговли, занимался литературной деятельностью.

В это время он (обратившись к новым жанрам) написал роман в прозе и стихах “Амето, или Комедия флорентийских нимф”,начало ренессансной пасторали; роман-исповедь о любви “Элегия Мадонны Фьямметты”; и возвеличивающую человека лирическую поэму “Фьезоланские нимфы”.

Самым известным и значительным произведением Боккаччо, вершиной его творчества является сборник новелл “Декамерон”( в переводе на русский язык означает “Десятиднев”;греческое название этого сочинения в сущности было данью греческому языку, которым Боккаччо овладел одним из первых среди гуманистов), созданный в конце 40-х-начале 50-х гг. Х1У в. “Декамерон” состоял из 100 новелл, рассказанных в течение 10 дней поочередно, уединившимися от чумы в предместья Флоренции, девушками и юношами из благородных семей. Новеллы были популярны среди современников, имели колоссальный успех. В своих новеллах Джованни Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека и высказал ряд чисто гуманистических идей (Например, благородство человека, по мнению Джованни, коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести).

Кроме того, в своих новеллах автор с необычайной проницательностью раскрыл пестроту окружавшей его реальной жизни с богатством людских характеров и обстоятельств. Герои новелл – это представители разных общественных слоев (купцы, врачи, школяры, ремесленники, судьи и т.д.,являвшиеся этим разнообразным итальянским обществом эпохи Треченто), но вместе с тем люди, ценящие земные, плотские радости и удовольствия (кстати, считавшиеся церковью низменными, так что в данном смысле автор фактически выступил против церковного аскетизма.И недаром официальная римская церковь с неприязнью отнеслась к “Декамерону”, осудив его как произведение безнравственное, и настаивала на отречении автора от своего сочинения).

Вклад Боккаччо в создание литературы Возрождения, безусловно, огромен. Его считают подлинным новатором городской новеллы Ренессанса, жанр которой он довел до совершенства, открыл путь всей новеллистике эпохи Возрождения.

В “Декамероне” и других своих произведениях Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека, с реалистическим изображением нравов своего времени.

“Декамерон” имел огромную популярность в Италии, где Боккаччо имел немало продолжателей (Например, Франко Саккетти, Мазуччо и др.). В Х1У в. его сборник новелл был переведен на французский и английский языки. Сюжеты “Декамерона” в дальнейшем часто заимствовались в писателями-гуманистами других стран Европы (Например, в ХУ1 в. во Франции в подражание “Декамерону” появился ”Гептамерон” Маргариты Наваррской).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации:

Изобразительное творчество и архитектура
Основные параметры, описывающие любую культуру в истории человечества, ее характер – пространство и время, впервые зафиксированы в его изобразительном творчестве и ритуалах, которые являлись неотъемлемыми частями древнего мифа. Интересен ...

Характерные черты русского барокко
Одной из особенностей русского варианта стиля является полихромия фасадов, где интенсивно окрашенные стены служат декоративным деталям. Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизве ...

Мейрхольд и Станиславский
Мейерхольд в конце марта 1905 года приехал в Москву и провел переговоры со Станиславским об организации нового театра. Станиславскому он писал: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы