Ранний гуманизм в Италии

Материалы » Ранний гуманизм в Италии

Страница 3

Часть “Канцоньере” (и это, думается, нельзя не отметить) составляли стихи гражданского звучания: политические канцоны, сонеты против авиньонской курии и т.д. Пожалуй, лучшей политической канцоной считается “Моя Италия”, где Петрарка призвал к единству страны и прекращению междоусобиц.

Помимо “Книги песен” на итальянском языке была создана и аллегорическая поэма “Триумфы”. Большинство же сочинений Петрарки написано на классической латыни. Подчеркнутое предпочтение латинского языка было вызвано увлеченностью поэта древностью. На латыни написаны поэма “Африка” (о героических деяниях победителя карфагенян Сципиона Африканского), эклоги “Буколических песен”, произведение биографичесого жанра “О знаменитых людях”, исповедь “Моя тайна”; ряд трактатов: “Об уединенной жизни”, “О невежестве своем собственном и многих других людей”, “О средствах против всякой Фортуны” и др. Обширный пласт латинских сочинений Петраки составляют его эпистолярные циклы – “Стихотворные послания”, “Старческие письма”, “Письма без адреса” и др. Здесь подняты мировоззренческие и научные проблемы, волновавшие поэта, - философские, этические, религиозные, политические и мн.др.

Идейной доминантой творчества Петрарки стала “любовь к древним”, Петрарка был лучшим среди своих современников знатоком античной литературы, поэзии,философии, истории и мифологии. Он стремился уподобить свою жизнь античному образцу, считал себя преемником поэтов древности и, находя свой век испорченным, искал убежище в Античности. Занятия античностью поглощали львиную долю его времени: он неутомимо разыскивал рукописи (этим также были продиктованы многие его поездки и путешествия), нашел не известные в средние века 2 речи и письмо Цицерона, трактат о красноречии римского писателя Квинтилиана и др. Ему удалось собрать весьма ценную библиотеку античных рукописей (она включала множество сочинений более 30 древних авторов), он же был их первым текстологом и комментатором и смог заложить основы ренессансной классической филологии.В целом, усилия Петрарки положили начало характерному для культуры Возрождения процессу восстановления преемственных связей с Античностью.

Писатели Античности для Петраки были живыми людьми, он писал им письма и мысленно общался с ними. Первым из гуманистов Петрарка очень высоко оценил Платона и, очистив идеи античных авторов от позднейших искажений, использовал их под новым углом зрения. Первым он начал осознавать необходимость критического отношения к древним авторам. И, обратившись к классической латыни, он открыл ее силу и изящество.

Свое увлечение Античностью Петрарка не противопоставлял христианским идеалам, они у него не противоречат друг другу. Мало того, на протяжении всей жизни он пытался примирить языческую Античность и христианство, т.е. Христа с Цицероном. И считал, что светская образованность, знание античной философии, поэзии не противоречит принципам христианства, а скорее наоборот, наследие древних и языческая мудрость (например, языческой поэзии) способны обогатить мир христианства.

Петрарка первым (чем и объясняется сила его воздействия на умы современников) выразил основные принципы гуманизма (В его произведениях содержались в неразвернутом виде все те идеи, которые его преемники развили и затем превратили в стройную систему) и первым почти полностью подчинил свою жизнь занятиям литературой и философией. В сущности, Петрарку можно рассматривать как первого интеллигента в узком смысле слова, поскольку он занимался исключительно умственным трудом.

Главным содержанием его произведений – трактатов и писем – является нравственная философия, рассматривающая эти проблемы. В трактате “Об уединенной жизни”он утверждал, что для того, чтобы иметь возможность погрузиться в науку, нужны уединение и деятельный досуг (в сочетании с науками уединение и есть (по Петрарке) свобода и наслаждение).

Он считал необходимым обращение всей системы знаний к проблемам человека. Главными среди образовательных дисциплин ему представлялись филология, риторика, поэзия и особенно моральная философия. Он заложил основы новой гуманистической этики, главным принципом которой было достижение нравственного идеала путем самопознания, а также образования, смысл которого Петрарка видел в широком овладении культурным опытом человечества.В его этике одним из основных понятий стал термин “humanitas” (т.е. ,как мы уже говорили, дословно “человеческая природа”, “духовная культура”). Именно он лег в основу построения новой гуманистической культуры, которая в свою очередь дала толчок для развития комплекса studiahumanitatis. Петрарка считал, что главное достоинство, возвышающее человека над толпой, это не его знатное происхождение, а высокая образованность, занятия науками, поэзией, которая придает человеку его «человечность». В одном из писем он писал, что «Многое весьма удивительное создал Господь… но самое удивительное из всего созданного им на земле – человек». Эта мысль о человеке, владеющем могущественным разумом, и легла в основу гуманизма. Далекий от душевной гармонии, человек беспокойной натуры, Петрарка был снедаем внутренними сомнениями и противоречиями (чем в определенной степени также объясняется его страсть к частой перемене мест). Наиболее яркое воплощение колебания Петрарки нашли в трактате “Моя тайна”, написанном в почти 40-летнем возрасте. Это большое прозаическое произведение – исповедь мятущегося в поисках истины человека. В этом сочинении были заложены почти все этические идеи и основные черты мировоззрения Петрарки. Трактат представляет собой диалог Августина и Франциска (т.е. Петрарки). Это спор между двумя сторонами сознания поэта.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации:

Ораторское искусство Древней Руси
С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры на ...

Виды фотографии
Чёрно-белая фотография Чёрно-белая фотография — исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно- ...

Краткая история граффити-культуры с "древнейших времен"
Первыми образцами граффити считаются наскальные рисунки. Когда под слоем пепла нашли Помпеи, обнаружили обломки городской стены, покрытые множеством надписей. Эти надписи известны под названием "граффити Помпеи". Известны такж ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы