Кружевоплетение, его история

Материалы » Кружевоплетение, его история

Страница 10

Кировские кружева отличаются большим изяществом, легкостью, прозрачностью. В кировских кружевах встречаются мотивы, близкие к вологодским и елецким, но здесь они приобретают особый, местный колорит. Для кировских кружевных изделий характерно разнообразие узоров, переходящих из плотного плетения в сетку, паучки, узорную тесьму с ажурным рисунком. Узоры кружев кировских мастериц отличаются легкостью и носят растительный характер, часто цветы и листья имеют остроконечные формы. Ассортимент кировских кружевных изделий сходен с ассортиментом вологодских и елецких изделий.

В развитие местных черт вятского (кировского) кружева большой творческий труд вложила художница А.А. Гужавина. В 1906 году она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3.А. Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», которые и сегодня можно увидеть в музеях Кирова.

B 70-х годах ряд сложных многофигурных произведений создала А.Ф. Блинова. Ее праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В настоящий момент панно выставлено в постоянной экспозиции музея народных промыслов Кирова — «Приказной избе».

В 90-е годы прошлого века кружевная фабрика была ликвидирована, здание пустовало 10 лет, а затем было продано районному суду. Но кировские кружевницы сохранили традиции и технологию народного промысла и, объединившись в артели или небольшие предприятия, продолжают радовать всех своеобразием своих декоративных решений. Среди них Куприна Е.П. (член Союза Художников), Кузьмина К.И., Дерягина В. И.

Михайловское. Начиная с ХVIII в. в г.Михайлове сформировался центр кружевоплетения и сопутствующая ему художественная вышивка. В среде крестьян сел Стрелецкие Выселки, Виленки, Новопанское, Пушкари, Прудская, Козловка, Щетиновка, Рачатники и Николаевка, выселившихся из посадов Михайловской крепости и не знавших крепостного гнета, возникло кружевоплетение. Это кружево оригинально. В нем нет цветочных, растительных и животных мотивов, которые широко распространены в других районах России. Узор кружева, строгий и геометричный, стал основой этого уникального, единственного в своем роде художественного промысла. Плотное, почти без ажурного фона плетение напоминает полотно, полученное на ткацком станке. Жизнерадостность кружева - в многоцветьи красок: от сочетаний красного и белого до красного с черным. Красный цвет - особый в русском искусстве и в кружеве, как основной, утвердился только в Михайлове.

Первое упоминание о цветном михайловском кружеве относится к середине 18 века. Оно значительно отличается от кружев, изготовляемых в других областях (Вологодское кружево, Елецкое кружево и т.д.), как по технике плетения, так и по характеру рисунка. Выполняют его в простой технике численного кружевоплетения, сохраняя старинный характер рисунка и расцветки. Эта техника уникальна и не имеет аналогов и мире. Для выполнения численного кружева не нужны были заранее нарисованные узоры - сколки. Его выполняли по памяти, соблюдая определенное количество переплетений нитей на коклюшках, необходимое для получения узора. Отсюда и название кружева- численное (счетное). Михайловское кружево вначале выполнялось из льняных нитей, а для придания кружеву большей нарядности нити подкрашивали натуральными красителями. С появлением хлопчатобумажных нитей различных цветов кружевницы стали использовать их наряду со льном. Плетение кружев в Михайловском уезде издавна бытовало в крестьянских семьях. Цветное кружево рано приобрело промысловый характер, так как отличалось красотой узора и разнообразием колорита.

Плетение кружев в Рязанской губернии издавна бытовало в крестьянских семьях. В украшениях одежды кружево зачастую сочеталось с ткаными узорами и вышивкой. Особого развития достиг кружевной промысел в 70-х годах XIX в. в г. Михайлове. В 1925 г. в г. Михайлове было организовано небольшое предприятие, впоследствии выросшее в современную Михайловскую фабрику "Труженица".

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Другие публикации:

Современные направления в танце
Современные танцы. Haчaлo 21 века - время, в которое мы живём, во многом похоже на начало 20 века - время рождения современного танца. Что сделало возможным рождение современных танцев в начале 20 века. Современный Танец выбран в качеств ...

Периодизация классицизма
В европейской художественной культуре формируются национальные школы - французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Почти одновременно складывается художественный стиль классицизм, а также проявляют себя тенденции реалистическог ...

Особенности обслуживания
Происхождение слова «коктейль» точно не известно. Одна из легенд гласит, что однажды мексиканская принцесса по имени Xoctl предложила американскому гостю при дворе ее отца смешанный напиток, а гость перепутал имя принцессы с названием нап ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы