Кружевоплетение, его история

Материалы » Кружевоплетение, его история

Страница 7

В Вологодской губернии в начале Х1Х века также как и в других регионах России был организован ряд мастерских при помещичьих усадьбах, которые впоследствии назывались фабриками. В 1820 году такую фабрику открыла помещица Н. Засецкая в имении села Ковырино, расположенном в трех верстах от Вологды. Кружевницы выполняли заказы, в связи с чем их творческий потенциал не мог в полной мере проявляться в художественном решении кружева. Вологодский кружевной промысел особое развитие получил в середине Х1Х века. Плетением кружев занимались не только сельские, но и городские жители, для которых этот вид ремесла становился единственным источником к существованию.

В середине Х1Х века, особенно после реформы 1861 года, в Вологодской губернии насчитывалось свыше 40 тысяч кружевниц, которые работали не только в мастерских, но и дома по заказам скупщиков, стремившихся взять в свои руки сбыт крупных изделий. Вологодское кружево становилось известным во всем мире. Спрос на него рос с каждым годом, торговля достигла значительных размеров.

В большом потоке кружева не всегда удалось следить за качеством выполняемых изделий. Далеко не все кружевницы могли выполнять сложные и добротные по техническому качеству узоры. Многие мастера, стремились к большому заработку, упращали рисунки и технические приемы их плетения.

В середине 80-х годов прошлого века, много сил развитию кружевного промысла России отдала С.А. Давыдова, способствовавшая открытию в 1883 г. в Петербурге Мариинской практической школы, одной из задач которой являлась подготовка профессиональных художников кружевоплетения для работы в Вологодской губернии. В числе первых выпускниц этой школы была С.П. Брянцева, которая вместе со своей матерью А.П. Брянцевой ввела новые приемы кружевоплетения, существенно отличающиеся от приемов других центров.

Именно в этот период в Вологодском кружеве появляется полотнянка, с помощью которой мастера и художники добивались четкости в конструктивном членении узора, в рисунок вводятся разнообразные по узору решетки, насновки, многие другие элементы, ставшие традиционными для вологодского кружева.

В числе выпускниц Мариинской школы следует назвать Р.А. Борисоглебскую, А.И. Чурину, Ю.П. Шипову и многих других.

С целью налаживания постоянного контроля за качеством вологодского кружева в 1886 году в Вологде организуется специальный кустарный комитет, при котором открывается склад, где кружевницы получали сколки, образцы кружев, необходимые материалы. Здесь же принимались готовые изделия для сбыта. Комитет проводил работу по пропаганде Вологодского кружева, устраивал ярмарки и выставки, организовал публикации о вологодском промысле и ведущих мастерах.

В 1900 году склад был передан в губернское земство, что способствовало лучшей организации его работы. При нем была открыта профессиональная школа кружевниц, что позволило повысить квалификацию кружевниц и существенно улучшить качество выпускаемых изделий.Четко налаженная система организации процесса изготовления кружевных изделий, предъявления более строгих требований к качеству кружева, привели к некоторому снижению численности кружевниц. Так, по данным исследователя этого промысла С.А. Давыдовой в 1910 г. в Вологодской губернии работало 35426 мастеров кружевоплетения. А в 1913 году по сведениям Министерства земледелия число кружевниц вновь возросло и достигло 39000.

В период империалистической войны (1914 г.) кружевной промысел переживает упадок, который продолжается до 1918 года, когда за возрождение и развитие этого промысла взялись такие организации как Северосоюз, создавший отделы кружевниц при кредитных кооперативных товариществах и обществах.

В 1919 году был издан первый декрет Советского правительства о кустарной промышленности. С этим годом связано зарождение кооперации кустарей, в том числе и вологодских кружевниц.

На возрождение и развитие вологодского кружевного промысла большое влияние оказало создание в 1920 году специальной секции кустарно-промышленной кооперации. Эта секция способствовала организации артелей, подготовке кадров, решению организационных вопросов.

В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений. В течение 34-х лет (1930-1964 гг.) директором школы была К.В. Исакова - проводившая практическую работу по возрождению и развитию вологодского кружева, подготовке квалифицированных мастеров-исполнителей. Вместе с учащимися школы она выезжала в районы области для сбора образцов старинного кружева, привлечения к работе опытных мастеров кружевоплетения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие публикации:

Русская культура XVIII в. основные тенденции и черты развития
Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Он – герой своего времени, ...

Чудеса света
В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды в Эфесе, Алек ...

История развития библиотечного дела в Перми
Первые библиотеки в Пермской губернии появились в конце XVIII – начале XIX века, что неразрывно связано с развитием предпринимательства, освоением природных ресурсов, успехами культуры и образования. Это были библиотеки при Пермской гимна ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы