Кружевоплетение, его история

Материалы » Кружевоплетение, его история

Страница 8

В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении аретелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.

В 1936 году при Волкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую вошли опытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортимент кружевных изделий за счет включения в него более крупных штучных изделий, скатертей, накидок, покрывал и др.

С 1938 по 1946 г. организатором работы лаборатории была А.Г. Петрова, которая создала профессиональный экспериментальный творческий центр развития вологодского кружевоплетения.

Великая Отечественная война прервала работу кружевных артелей. Однако, уже во второй половине 1942 г. началась работа по восстановлению кружевного промысла. В 1944 г. кружева плели артели: Вологодская, Усть-Кубинская, Кубено-Озерская, Грязовецкая, Сокольская, Харовская, Лежская, Кирилловская, Биряковская, а позднее и Чебсарская. Наиболее крупной была Вологодская и Усть-Кубинская артели.

В 1960 г. в связи с упразднением промкооперации и передачей кружевных артелей в государственную систему - местную промышленность в Вологодской области образовалась 5 кружевных фабрик: Вологодская, Усть-Кубинская, Сокольская, Грязовецкая и Кубено-Озерская, а в 1964 г. было создано Вологодское специализированное кружевное объединение <Снежинка>, которое вошло в число ведущих традиционных промыслов России.

С объединением <Снежинка> связана активная деятельность многих выдающихся художников и технологов. Среди них: М.Н.Груничева - зав. лабораторией с 1952 по 1960 гг., К.А.Блинова - главный инженер объединения, А.Н.Петрова - директор с 1947 по 1979 г., В.Д.Веселова - главный художник с 1962 по 1975 г., В.Н.Ельфина - главный художник с 1975 по 1985 г., Г.Н.Мамровская - главный художник с 1985 г., А.Ф.Смирнова - директор объединения с 1983 по 1990 г. и многие другие. В развитии вологодского кружевного промысла активное участие принимали художники НИИ художественной промышленности, в частности, А.А. Кораблева, создавшая за 45 лет совместной с промыслом работы более 200 новых видов кружевных изделий. Выполненный в Вологде по ее рисунку занавес <Русские мотивы> получил на Всемирной выставке в Брюсселе высшую награду <Гран-при>.

Вологодский кружевной промысел особенно активно развивался в 1970-е и 1980-е годы. За успешную работу Вологодское объединение в 1986 году было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Всего Вологодское кружевное предприятие имеет более 200 орденов и моделей, дипломов, почетных грамот. Выполненные им изделия демонстрировались более чем на 300 отечественных и зарубежных выставках. О промысле и работающих в нем мастерах опубликовано свыше 250 статей, научных трудов, альбомов, брошюр.

В настоящее время Вологодское кружевное предприятие по-прежнему является ведущим в числе традиционных промыслов России. В связи с переходом к рыночной экономике в нем произошли существенные изменения. С 1992 года объединение перешло в коллективную долевую собственность, преобразовалось в Товарищество с ограниченной ответственностью, а затем в Закрытое акционерное общество и стало называться Вологодская кружевная фирма <Снежинка>. Вологодские кружева отличаются резким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Орнамент кружевных изделий чаще всего геометрический - решетки, составленные из сквозных шестигранников, кругов, квадратов. Рисунки кружев имеют своеобразные народные названия: денежки, паучок, пуговка, березка. Вологодские мастера используют также растительные узоры. Часто для придания рисунку рельефности вплетается утолщенная нить - скань. В изделиях, выпускаемых объединением, используется около 400 разнообразных рисунков.

Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие публикации:

Балеты П.И. Чайковского
Балеты Петра Ильича Чайковского – цельные, строго продуманные произведения. В них невозможно менять последовательность танцевальных номеров, делать вставки из произведений других авторов. Они связаны единым замыслом. Их называют «балеты-с ...

Проблема личности
Во всей истории мирового искусства мы не встретим, пожалуй, мастера, который вызвал бы такую массу разноречивых толкований и противоположных оценок. Кто же был этот в высшей степени необычный художник? «Был ли он страдающий еретик, испове ...

Индустриальный туризм
Основными объектами риветских вылазок становятся: старые заброшенные заводы, фабрики, разрушенные здания и т.д. Однако будет неправильным считать, что посещение подобных объектов является главным увлечением представителей субкультуры. Эс ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы