Валдайский Иверский монастырь

Материалы » Валдайский Иверский монастырь

Страница 3

Передан Церкви Валдайский Иверский монастырь был в 1991 году.

Как и некоторые другие монастыри, Валдайский Иверский был основан на месте, которое почиталось в народе "худым". Но молитвы основателя и братии обратили худое место в святое.

За Валдайским озером, которое избрал Патриарх Никон для строительства Иверского монастыря, издавна велась дурная слава. В глухих лесах вокруг еще скрывались древние капища, а жизнь здешних простолюдинов была пронизана языческими суевериями. О самом же озере местные жители рассказывали и вовсе несусветное: будто временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид отвратительных чудовищ. О том же говорили и строители, присланные на остров посреди озера для возведения здесь монастыря. Неизвестно, то ли "у страха глаза велики", то ли действительно место это было чем-то нехорошо, но только Патриарх решил бороться с нечистью и бесовскими страхованиями кардинально. В один из своих приездов в Иверский монастырь он вышел на берег озера вместе со всем причтом, отслужил молебен и погрузил на его дно Евангелие с крестом. После чего назвал озеро Святым.

Имя "Святое" за озером не прижилось. Его по-прежнему называют Валдайским. Но в официальном названии монастыря оно осталось - правда, не заменяя собой другого, древнейшего, имени озера, но лишь дополняя его: Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь.

После столь необычного освящения вод над озером - точнее, над островом, где строился монастырь, - было необыкновенное видение. "Столп огнен, - писал Патриарх Никон царю Алексею Михайловичу, - явися от земли до небеси, и от того огненного столпа окрест свет блиста велик зело; версты по три и по пяти и по десяти и по двадцати и более, яко во дне святитеся всему". Это видение, равно как явление святителя Филиппа, о котором мы упоминали в предыдущих разделах, укрепило Никона в убеждении, что возведение обители на Валдае угодно Богу.

Интересно, что Валдайский монастырь не был первым монастырем, основанным на месте с дурной славой. Например, когда прп. Варлаам Ху-тынский пришел на Хутынь (то есть именно на "худое, злое место") ради подвига отшельничества, его стращали тем, что здесь водятся несметные полчища нечистых духов. Но преподобный не испугался, и со временем на "худом месте" выросла одна из самых значительных обителей северо-западной Руси - Варлаамо-Хутынский монастырь, распространивший свет христианского просвещения на много верст окрест. То же самое произошло постепенно и с Валдайской обителью: она стала основным богомольем, центром духовного притяжения не только для валдайцев, но и для жителей более отдаленных городов и весей.

Последующие чудесные события, происходившие в Валдайском Ивер-ском монастыре, связаны главным образом с Иверской иконой Божией Матери. Самое известное из них, приводимое ныне почти во всех источниках, посвященных монастырю, - прекращение эпидемии холеры в 1848 году. Эпидемия 1848 года была одной из тяжелейших. По широте распространения и смертности она оставила далеко позади холеру 1831 года, знаменитую тем, что именно она "обеспечила" Пушкину Болдинскую осень. Тогда холерой заболели три с половиной тысячи человек, из них умерли - 885 человек. В 1848 году этой страшной болезнью заразилось уже гораздо больше людей - 1 724000 человек. Умерли из них 690 000 человек. Эпидемия свирепствовала и в Валдае. Но после того как с крестным ходом Иверскую икону Божией Матери обнесли вокруг города, эпидемия прекратилась. В память об этом событии Св. Синод утвердил ежегодный крестный ход из Иверского монастыря вокруг Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 7 августа (даты даны по старому стилю).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Упадок граффити в Нью-Йорке
По мере того, как культура граффити распространялась по США и за их границами, собственно культурный аспект Нью-Йоркского граффити практически исчез. Столь скорый упадок граффити объясняется несколькими причинами. Улицы стали более опасны ...

«Музыкальные» неформалы
Их главная цель: прослушивание, изучение, распространение любимой музыки. Среди «музыкальных» неформалов наиболее известны металлисты. Это группы, объединённые общим интересом к так называемому металлическому року («хэви метал»), одному ...

Данные археологии
Археологические данные – а их очень немного подтверждают картину, нарисованнyю Гомером. От XI - IX вв. до н. э. практически не сохранилось не только монументальных, но даже значительных построек. Погребения гомеровского времени поражают с ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы