Художественное течение второй половины ХVIII века - сентиментализм

Материалы » Западноевропейская культура Нового времени XVII-XIX веков » Художественное течение второй половины ХVIII века - сентиментализм

Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental-чувствительный, франц. sentiment-чувство) -, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения.

Концептуально сентиментализм оформился в Англии, в творчестве английского писателя Джеймса Томсона (1700-1748). Именно в его поэтических произведениях отчетливо заявило о себе основное настроение сентиментализма - меланхолическая созерцательность на лоне природы. Между тем, сам термин сентиментализм впервые был введен в литературный обиход английским писателем

Лоренсом Стерном (1713-1768) в его «Сентиментальном путешествии" (1768). Герои произведений сентиментализма, как правило, простолюдины, наделялись всеми возможными добродетелями, которые подавались эмоционально насыщенно и слезливо-участливо. Наиболее законченное выражение сентиментализм получил в Англии, в литературных произведениях Оливера Голдсмита (1728-1774), Тобайаса Смоллетта (1721-1771), Сэмюэла Ричардсона (1689-1761). Именно английская художественная литература первой представила идеологию «третьего сословия», с ее демократическими идеями «переустройства мира», совершенствования «естественных чувств».

Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре. В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения «Буря и натиск» - Гете, Шиллер, Ленц и др. Во Франции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза» (1761). В России данное художественное течение наиболее ярко представлено в творчестве Михаила Муравьева (1757-1807), Николая Карамзина (1766-1826), Ивана Дмитриева (1760-1837), Василия Капниста (1758-1823), Николая Львова (1751-1804), молодого Василия Жуковского (1783-1852). В произведениях сентименталистов превалируют исповедальные мотивы, сильна дидактическая (нравоучительная) установка, поэтому их излюбленными жанрами стали роман, дневники, путевые заметки, элегия и т.д. Темами и сюжетами произведений, выполненных в стиле сентиментализма, становятся: воспитание взаимоотношений родителей и детей, переживания болезни и выздоровления, смерть и траур по умершему.

Другие публикации:

Культурология как наука
(лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологи: осмысление культур ...

Структура библиотечного дела
Целью изучения данной главы автор ставит анализ работы библиотеки как социального института, что включает в себя ознакомление с целями работы библиотеки, методами работы, задачами, функциями, средствами, принципами функционирования. Изуч ...

Развитие авангарда в начале ХХ века
Данный период в истории развития России правомерно характеризовать как наиболее активный и плодотворный. Это позволило заметно сократить разрыв между Россией и Западом, войти в начале XX века в число среднеразвитых стран с динамично разви ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы