Монастырский уклад был строг - настолько, что не всякий "чужой" монах мог выдержать его. А приходили на Валдай из других обителей многие, наслышавшись о благочестивой жизни здешних иноков.
Впереди насельников Иверского монастыря ждали тяжелые испытания. Уже начиная с января 1918 года новая власть постоянно грабила монастырь, реквизируя у него "излишки" то хлеба, го овощей, то скота. Около полугода монахи сносили визиты распоясавшихся "товарищей".15 июля, когда была объявлена очередная масштабная реквизиция "хлебных излишков", иноки ударили в набат. Монастырские колокола были очень хорошо слышны в городе, и жители Валдая, еще не оробелые перед Советской властью, вышли на улицы, захватили оружейный склад и ринулись к монастырю. С тревогой наблюдал с монастырского острова продотряд, как на противоположном берегу растет возмущенная - и вооруженная - толпа валдайцев.
По некотором размышлении продотрядовцы решили усмирить народ, предложив выйти к нему настоятелю, архимандриту Иосифу. Отец Иосиф, всеми силами души желая не допустить кровопролития, согласился. Уже возле берега лодки, в которых находился архимандрит вместе с отрядом экспроприаторов, были обстреляны валдайцами, не заметившими отца настоятеля. Случайная пуля, предназначавшаяся кому-то из большевиков, ранила архимандрита.
После ранения отца настоятеля Советская власть на некоторое время оставила монастырь в покое. Но уже осенью большевики опять явились на монастырский остров. Тогда они сняли драгоценную ризу с Иверской иконы Божией Матери, увезли всю старинную богослужебную утварь (церковные сосуды, напрестольные кресты, золотые и серебряные панагии). Однако время повального изъятия церковных ценностей еще не настало, и 1 января 1919 года по приказу комиссара Наркомпроса все вещи вернулись в обитель.
В это же время рабочие монастыря образовали (скорее всего, по наущению "товарищей сверху") рабочий комитет и отобрали у монахов ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать какие бы то ни было действия без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они должны были трудиться на водокачке и в кухне.
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Несмотря на то, что монашеская коммуна существовала на законных основаниях, власти не преминули ограбить ее, изъяв из ризницы все, что представляло хоть какую-нибудь ценность, а из амбаров - все запасы продовольствия. Кроме того, были "освидетельствованы" мощи св. Иакова Боровичского: их подвергли публичному вскрытию, дабы разоблачить "ложь церковников" относительно нетленности мощей. Подобные акции большевики проводили повсеместно.
Спустя восемь лет после регистрации Иверской трудовой артели ее "обследовал" Наркомзем и выявил, что артель "слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой". Этого было достаточно для того, чтобы снять коммуну с регистрации и очистить территорию "бывшего. монастыря" от монашествующих (от "нетрудового элемента", как говорили советские чиновники).
После разгона трудовой артели в монастыре сначала находился музей, затем здания монастыря передали мастерским. Впоследствии хозяева менялись: во время войны в обители размещался госпиталь, лотом - дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е на живописном острове решили сделать базу отдыха.
Другие публикации:
Киево –Печерская Лавра как центр культуры Киевской Руси
Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников, складывались местные художествен ...
Из истории Древней Руси
Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития эконом ...
Великая философия культуры великого века
Век классики в развитии европейской культуры начинается с классической немецкой философии, у истоков которой стояли Кант и Гегель. В плоть и кровь этой философии вошла французская революция, «даже став консерватором, Гегель не мог предста ...