Валдайский Иверский монастырь

Материалы » Валдайский Иверский монастырь

Страница 2

Монастырский уклад был строг - настолько, что не всякий "чужой" монах мог выдержать его. А приходили на Валдай из других обителей многие, наслышавшись о благочестивой жизни здешних иноков.

Впереди насельников Иверского монастыря ждали тяжелые испытания. Уже начиная с января 1918 года новая власть постоянно грабила монастырь, реквизируя у него "излишки" то хлеба, го овощей, то скота. Около полугода монахи сносили визиты распоясавшихся "товарищей".15 июля, когда была объявлена очередная масштабная реквизиция "хлебных излишков", иноки ударили в набат. Монастырские колокола были очень хорошо слышны в городе, и жители Валдая, еще не оробелые перед Советской властью, вышли на улицы, захватили оружейный склад и ринулись к монастырю. С тревогой наблюдал с монастырского острова продотряд, как на противоположном берегу растет возмущенная - и вооруженная - толпа валдайцев.

По некотором размышлении продотрядовцы решили усмирить народ, предложив выйти к нему настоятелю, архимандриту Иосифу. Отец Иосиф, всеми силами души желая не допустить кровопролития, согласился. Уже возле берега лодки, в которых находился архимандрит вместе с отрядом экспроприаторов, были обстреляны валдайцами, не заметившими отца настоятеля. Случайная пуля, предназначавшаяся кому-то из большевиков, ранила архимандрита.

После ранения отца настоятеля Советская власть на некоторое время оставила монастырь в покое. Но уже осенью большевики опять явились на монастырский остров. Тогда они сняли драгоценную ризу с Иверской иконы Божией Матери, увезли всю старинную богослужебную утварь (церковные сосуды, напрестольные кресты, золотые и серебряные панагии). Однако время повального изъятия церковных ценностей еще не настало, и 1 января 1919 года по приказу комиссара Наркомпроса все вещи вернулись в обитель.

В это же время рабочие монастыря образовали (скорее всего, по наущению "товарищей сверху") рабочий комитет и отобрали у монахов ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать какие бы то ни было действия без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они должны были трудиться на водокачке и в кухне.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Несмотря на то, что монашеская коммуна существовала на законных основаниях, власти не преминули ограбить ее, изъяв из ризницы все, что представляло хоть какую-нибудь ценность, а из амбаров - все запасы продовольствия. Кроме того, были "освидетельствованы" мощи св. Иакова Боровичского: их подвергли публичному вскрытию, дабы разоблачить "ложь церковников" относительно нетленности мощей. Подобные акции большевики проводили повсеместно.

Спустя восемь лет после регистрации Иверской трудовой артели ее "обследовал" Наркомзем и выявил, что артель "слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой". Этого было достаточно для того, чтобы снять коммуну с регистрации и очистить территорию "бывшего. монастыря" от монашествующих (от "нетрудового элемента", как говорили советские чиновники).

После разгона трудовой артели в монастыре сначала находился музей, затем здания монастыря передали мастерским. Впоследствии хозяева менялись: во время войны в обители размещался госпиталь, лотом - дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е на живописном острове решили сделать базу отдыха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Архитектура Среднего царства
В 2050 году до н. э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад с ...

Пирамиды
В нижнем Египте стоят пирамиды, окруженные мастабами (рисунок 56). Они сводятся к следующим типам: А — собственно пирамида (Гизех); D — пирамида с ломаным профилем (Дашур); S — ступенчатая пирамида (Саккара). Так же, как и в мастабах, ...

Модернизм в музыке
Немецкий философ и социолог сер.XX в. Теодор Адорно (1903-1969) считал, что истинной является та музыка, которая передает чувство растерянности индивидуума в окружающем мире и полностью отгораживается от каких бы то ни было социальных зад ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы