Валдайский Иверский монастырь

Материалы » Валдайский Иверский монастырь

Страница 2

Монастырский уклад был строг - настолько, что не всякий "чужой" монах мог выдержать его. А приходили на Валдай из других обителей многие, наслышавшись о благочестивой жизни здешних иноков.

Впереди насельников Иверского монастыря ждали тяжелые испытания. Уже начиная с января 1918 года новая власть постоянно грабила монастырь, реквизируя у него "излишки" то хлеба, го овощей, то скота. Около полугода монахи сносили визиты распоясавшихся "товарищей".15 июля, когда была объявлена очередная масштабная реквизиция "хлебных излишков", иноки ударили в набат. Монастырские колокола были очень хорошо слышны в городе, и жители Валдая, еще не оробелые перед Советской властью, вышли на улицы, захватили оружейный склад и ринулись к монастырю. С тревогой наблюдал с монастырского острова продотряд, как на противоположном берегу растет возмущенная - и вооруженная - толпа валдайцев.

По некотором размышлении продотрядовцы решили усмирить народ, предложив выйти к нему настоятелю, архимандриту Иосифу. Отец Иосиф, всеми силами души желая не допустить кровопролития, согласился. Уже возле берега лодки, в которых находился архимандрит вместе с отрядом экспроприаторов, были обстреляны валдайцами, не заметившими отца настоятеля. Случайная пуля, предназначавшаяся кому-то из большевиков, ранила архимандрита.

После ранения отца настоятеля Советская власть на некоторое время оставила монастырь в покое. Но уже осенью большевики опять явились на монастырский остров. Тогда они сняли драгоценную ризу с Иверской иконы Божией Матери, увезли всю старинную богослужебную утварь (церковные сосуды, напрестольные кресты, золотые и серебряные панагии). Однако время повального изъятия церковных ценностей еще не настало, и 1 января 1919 года по приказу комиссара Наркомпроса все вещи вернулись в обитель.

В это же время рабочие монастыря образовали (скорее всего, по наущению "товарищей сверху") рабочий комитет и отобрали у монахов ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать какие бы то ни было действия без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они должны были трудиться на водокачке и в кухне.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Несмотря на то, что монашеская коммуна существовала на законных основаниях, власти не преминули ограбить ее, изъяв из ризницы все, что представляло хоть какую-нибудь ценность, а из амбаров - все запасы продовольствия. Кроме того, были "освидетельствованы" мощи св. Иакова Боровичского: их подвергли публичному вскрытию, дабы разоблачить "ложь церковников" относительно нетленности мощей. Подобные акции большевики проводили повсеместно.

Спустя восемь лет после регистрации Иверской трудовой артели ее "обследовал" Наркомзем и выявил, что артель "слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой". Этого было достаточно для того, чтобы снять коммуну с регистрации и очистить территорию "бывшего. монастыря" от монашествующих (от "нетрудового элемента", как говорили советские чиновники).

После разгона трудовой артели в монастыре сначала находился музей, затем здания монастыря передали мастерским. Впоследствии хозяева менялись: во время войны в обители размещался госпиталь, лотом - дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е на живописном острове решили сделать базу отдыха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

ХVIII век - Эпоха Просвещения и её основные представители
В историю общественной мысли ХVIII век вошел как эпоха Просвещения («век разума»). Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию. Кул ...

Различия менталитета представителей разных культур
Мы все интуитивно понимаем, что представители разных культур значительно отличаются друг от друга. Но точное определение этого отличия довольно затруднительно. Дифференциация этих отличий через конкретные явления культуры недостаточно, не ...

Культ и его особенности
Большую роль в культе и в частном богослужении играли изображения божеств. Это подтверждало широкое распространение копий божеств. Считалось, что божества присутствуют в своих изображениях. Если изображение выносили из святилища, вместе с ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы