Валдайский Иверский монастырь

Материалы » Валдайский Иверский монастырь

Страница 4

Чудом можно назвать и относительно недавнее событие, связанное уже с другим, не столь старым, списком Иверской иконы, находящимся ныне в Валдайском монастыре (икона Богородицы, принесенная с Афона, бесследно исчезла после закрытия обители). В 1993 году в Иверском монастыре случился пожар, во время которого сильно пострадал и чтимый образ Божией Матери. Пожар начался от свечи, стоявшей перед иконой в деревянном подсвечнике. Полностью сгорел сам подсвечник, пол под ним, рама образа, полотенце, которым он был покрыт. Сильно обгорела и задняя часть доски. Но, как ни странно, лик Богородицы на иконе остался цел .

Вот уже больше пятнадцати лет насельники монастыря молят Господа и Пресвятую Деву еще об одном чуде - явлении мощей праведного Иакова Боровичского. Согласно "основной" версии, мощи его были вывезены из монастыря после закрытия в неизвестном направлении. Но есть и мнение, будто последние валдайские монахи захоронили их где-то на территории монастыря. Уже появлялись люди, указывавшие: "Надо копать вот тут". Копали - и ничего не находили. Но, быть может, чудо все-таки произойдет, и мощи праведника будут обретены.

Типография Валдайского Иверского монастыря, учрежденная Патриархом Никоном, стала первой провинциальной типографией в Московском государстве.

Причиной многих неурядиц в современной ему церковной жизни Патриарх Никон считал недостаток грамотности духовенства и прихожан, отсутствие духовного просвещения. В некоторых храмах в то время даже не было полного комплекта богослужебных книг, не говоря уже о книгах менее насущных. Никон, сам выходец из приходского священства, не понаслышке был знаком со всеми этими затруднениями.

Еще будучи Новгородским митрополитом, Никон пытался устроить типографию в Хутынском монастыре. Тогда дело остановилось из-за отсутствия квалифицированных мастеров-печатников. Когда же в новопостроенный Валдайский Иверский монастырь прибыла братия Кутеинской обители и привезла с собой собственную типографию, Патриарх воспрянул духом. Монахи-белорусы умели управляться с печатным станком и были готовы наладить книгопечатание в новой обители.

В 1657 году типография Иверского монастыря начала работу. По преданию, расположилась она в самой большой, Михайловской, башне (называемой также Патриаршей или Никоновой). Но, скорее всего, это все-таки лишь предание, поскольку строительство каменных башен и стен началось в обители лишь в последней четверти XVII века. Возможно, типография размещалась в том деревянном здании, что находилось на месте нынешней Патриаршей башни.

За восемь лет своего существования Валдайская типография выпустила в свет следующие издания: два Часослова; сочинение инока Стефана Святогорца "Рай мысленный" с приложением, принадлежавшим перу самого Патриарха Никона, куда входило, в частности, "Сказание о строении Иверской обители на Святе озере и о явлении и перенесении мощей св. Иакова Боровичского"; "Брашно духовное" святогорца Фикары; жалованная грамота царя Алексея Михайловича.

Необходимо отметить, что типография Валдайского Иверского монастыря стала первой провинциальной типографией в Московском государстве (если не считать весьма скромной и недолго просуществовавшей типографии в Александровской слободе, учрежденной Иваном Грозным, и тоже недолголетнего нижегородского "филиала" Московской типографии, устроенного сбежавшими от Смуты московскими мастерами-печатниками).

Вообще, издательское дело в России в описываемую эпоху находилось не на высоком уровне. Единственная типография, работавшая в Москве, не могла обеспечить все возраставшую потребность в богослужебных и учебных книгах. Несмотря на то, что со времени издания Иваном Федоровым "Апостола" прошло уже сто лет, положение вещей изменилось мало. Книги печатались медленно и плохо. В XVI веке было отпечатано всего восемнадцать наименований книг, причем тираж в несколько сот экземпляров считался вполне достаточным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Основные стадии и методы нанесения
Подготовка поверхности Подготовка поверхности перед окрашиванием имеет большое значение для получения высококачественного покрытия и обеспечения длительности его службы. Подготовка поверхности заключается в очистке от продуктов коррозии, ...

Золотые ворота во Владимире
Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди, оно имеет форму вытянутого вдоль ...

Призвание – режиссер
Учиться режиссуре Кнебель не пришлось – она вторглась туда не убоявшись тернистости этого пути. И все же она училась со всей свойственной ей прилежностью на каждом спектакле, который ставила, в особенности, когда оказывалась рядом с имени ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы