Валдайский Иверский монастырь

Материалы » Валдайский Иверский монастырь

Страница 4

Чудом можно назвать и относительно недавнее событие, связанное уже с другим, не столь старым, списком Иверской иконы, находящимся ныне в Валдайском монастыре (икона Богородицы, принесенная с Афона, бесследно исчезла после закрытия обители). В 1993 году в Иверском монастыре случился пожар, во время которого сильно пострадал и чтимый образ Божией Матери. Пожар начался от свечи, стоявшей перед иконой в деревянном подсвечнике. Полностью сгорел сам подсвечник, пол под ним, рама образа, полотенце, которым он был покрыт. Сильно обгорела и задняя часть доски. Но, как ни странно, лик Богородицы на иконе остался цел .

Вот уже больше пятнадцати лет насельники монастыря молят Господа и Пресвятую Деву еще об одном чуде - явлении мощей праведного Иакова Боровичского. Согласно "основной" версии, мощи его были вывезены из монастыря после закрытия в неизвестном направлении. Но есть и мнение, будто последние валдайские монахи захоронили их где-то на территории монастыря. Уже появлялись люди, указывавшие: "Надо копать вот тут". Копали - и ничего не находили. Но, быть может, чудо все-таки произойдет, и мощи праведника будут обретены.

Типография Валдайского Иверского монастыря, учрежденная Патриархом Никоном, стала первой провинциальной типографией в Московском государстве.

Причиной многих неурядиц в современной ему церковной жизни Патриарх Никон считал недостаток грамотности духовенства и прихожан, отсутствие духовного просвещения. В некоторых храмах в то время даже не было полного комплекта богослужебных книг, не говоря уже о книгах менее насущных. Никон, сам выходец из приходского священства, не понаслышке был знаком со всеми этими затруднениями.

Еще будучи Новгородским митрополитом, Никон пытался устроить типографию в Хутынском монастыре. Тогда дело остановилось из-за отсутствия квалифицированных мастеров-печатников. Когда же в новопостроенный Валдайский Иверский монастырь прибыла братия Кутеинской обители и привезла с собой собственную типографию, Патриарх воспрянул духом. Монахи-белорусы умели управляться с печатным станком и были готовы наладить книгопечатание в новой обители.

В 1657 году типография Иверского монастыря начала работу. По преданию, расположилась она в самой большой, Михайловской, башне (называемой также Патриаршей или Никоновой). Но, скорее всего, это все-таки лишь предание, поскольку строительство каменных башен и стен началось в обители лишь в последней четверти XVII века. Возможно, типография размещалась в том деревянном здании, что находилось на месте нынешней Патриаршей башни.

За восемь лет своего существования Валдайская типография выпустила в свет следующие издания: два Часослова; сочинение инока Стефана Святогорца "Рай мысленный" с приложением, принадлежавшим перу самого Патриарха Никона, куда входило, в частности, "Сказание о строении Иверской обители на Святе озере и о явлении и перенесении мощей св. Иакова Боровичского"; "Брашно духовное" святогорца Фикары; жалованная грамота царя Алексея Михайловича.

Необходимо отметить, что типография Валдайского Иверского монастыря стала первой провинциальной типографией в Московском государстве (если не считать весьма скромной и недолго просуществовавшей типографии в Александровской слободе, учрежденной Иваном Грозным, и тоже недолголетнего нижегородского "филиала" Московской типографии, устроенного сбежавшими от Смуты московскими мастерами-печатниками).

Вообще, издательское дело в России в описываемую эпоху находилось не на высоком уровне. Единственная типография, работавшая в Москве, не могла обеспечить все возраставшую потребность в богослужебных и учебных книгах. Несмотря на то, что со времени издания Иваном Федоровым "Апостола" прошло уже сто лет, положение вещей изменилось мало. Книги печатались медленно и плохо. В XVI веке было отпечатано всего восемнадцать наименований книг, причем тираж в несколько сот экземпляров считался вполне достаточным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Ермолова и театр
К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Эстрелья ("Звезда Севильи" Лопе де Вега, 1886), Федра (о. п. Расина, 1890), Сафо (о. п. Грильпарпера, 1892), Офелия (1878, 1891), Гермиона ("Зимняя сказка", 1887), леди Макбет ...

Творчество
В 1898–1900 годах Амедео Модильяни занимался в мастерской Гульельмо Микели, и поэтому можно сказать, что начальный этап его творчества проходил под знаком итальянского искусства XIX века. Поскольку это столетие в стране со славным художес ...

Народное зодчество
Москва стала главным городом России в то время, когда русский народ в своем историческом движении начал поворачивать с востока на запад, от степи к морю. Этот поворот, только что начавшийся и медленный, обозначился, однако на Москве отбле ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы