Валдайский Иверский монастырь

Материалы » Валдайский Иверский монастырь

Страница 5

Вплоть до учреждения на Москве Патриаршества книгопечатание было "спорадическим". Книги то издавались, то не издавались. Лишь с 1589 года стало возможно говорить о регулярном издании хотя бы того минимума книг, который был потребен для отправления богослужений. Первой книгой, изданной при Патриархе Московском, стала "Триодь Постная" - книга, содержащая службы Великого поста и предшествующих трех недель. Но и после учреждения Патриаршества книгопечатание в Москве "уставиться" как следует не успело. Началось Смутное время.

Окончательное устроение Московского печатного двора связано с правлением первого царя из дома

Романовых, Михаила Федоровича. Тогда же была основана так называемая Правильная палата (что-то вроде "редакторского отдела"), где текст книг готовился к печатанию. Дело это было чрезвычайно важным, поскольку практически вce книги, выходившие в свет в конце XV! - первой половине

XVII веков, были церковными, и от богословской и лингвистической подкованности справщика зависело, будет ли служба в храме Божием отправляться должным образом. Увы, Правильная палата не всегда оказывалась на высоте, и в книги все равно прокрадывались досадные ошибки. Причем не только по невежеству справщиков, но и по "злонамеренности" некоторых из них. Например, известно послание Патриарха Филарета от 1633 года, содержавшее требование отобрать из всех монастырей и храмов двумя десятилетиями ранее изданный Типикон и отправить в Москву для предания огню, поскольку те Уставы печатал "вор, бражник, чернец Логгин, и многие в тех Уставах статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию, своим самовольством".

Таким образом, становится ясно, что предпринятая Никоном попытка завести печатное дело в Валдайском Иверском монастыре есть серьезный шаг в распространении духовного просвещения. К сожалению, вследствие опалы Патриарху не удалось развить и умножить начатое. В 1665 году он, затворник Ново-Иерусалимского монастыря, не будучи в состоянии надзирать за книгопечатанием в Иверской обители, повелел переправить к нему Валдайскую типографию. Но она уже не пригодилась. В 1666 году Патриарх Никон был осужден Большим Собором и отправлен в дальнюю ссылку.

В погожий день с монастырской пристани легко увидеть город Валдай, вольготно раскинувшийся на берегу озера. Существуя в столь близком соседстве, монастырь и город не могли не оказывать взаимного влияния друг на друга.

Первые упоминания о деревне Валдайское Селище относятся к XV веку. Тогда в деревеньке было всего два двора. Жили в них крестьяне Яков и Клим Демеховы, отец и сын.

Развитие и рост Валдайского Селища и близлежащих деревень относится к XVI веку, когда потребовалось организовать регулярное сообщение между Новгородом и Москвой. На дороге поставили станции, где путники переменяли лошадей. Назывались они ямами - от татарского слова "дзям" (дорога).

"Шоссе", пролегшее через Валдай, и ямская станция, основанная в нем, способствовали быстрому росту населения, появлению новых ремесел. С 1573 по 1584 год число дворов в Валдае увеличилось с сорока до девяноста, Тогда же в селе появилась деревянная церковь во имя св. Параскевы Пятницы с колокольней.

Валдайский Иверский монастырь также оказал значительное воздействие на судьбу села. В мае 1654 года царь Алексей Михайлович закрепил Валдай (а также другие окрестные села) за монастырем, а монастырь был заинтересован в том, чтобы в его селе жил народ трезвый, крепкий и трудолюбивый. Особое внимание уделялось развитию ремесел и церковному строительству. В 1694 году в Валдае построили первую каменную церковь - Троицкий собор. Многократно перестроенный, он сохранился до наших дней. Правда, теперь в нем размещается районный дом культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Барджелло
Барджелло, известный также как дворец Барджелло или Народный дворец — художественный музей во Флоренции, ранее бывший казармой и тюрьмой. Слово «Bargello» происходит от поздне-латинского bargillus (от готского bargi или немецкого burg): ...

Искусство первобытного человека. Начало исследований
Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в свое время явилось настоящей сенсацией. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского ...

Натурализм
Характерная черта натурализма – стремление видеть источник культуры в природных потребностях человеческой психики, а социальную среду рассматривать лишь как внешнее условие деятельности. Натуралистическое искусство опирается на биологизир ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы