Валдайский Иверский монастырь

Материалы » Валдайский Иверский монастырь

Страница 5

Вплоть до учреждения на Москве Патриаршества книгопечатание было "спорадическим". Книги то издавались, то не издавались. Лишь с 1589 года стало возможно говорить о регулярном издании хотя бы того минимума книг, который был потребен для отправления богослужений. Первой книгой, изданной при Патриархе Московском, стала "Триодь Постная" - книга, содержащая службы Великого поста и предшествующих трех недель. Но и после учреждения Патриаршества книгопечатание в Москве "уставиться" как следует не успело. Началось Смутное время.

Окончательное устроение Московского печатного двора связано с правлением первого царя из дома

Романовых, Михаила Федоровича. Тогда же была основана так называемая Правильная палата (что-то вроде "редакторского отдела"), где текст книг готовился к печатанию. Дело это было чрезвычайно важным, поскольку практически вce книги, выходившие в свет в конце XV! - первой половине

XVII веков, были церковными, и от богословской и лингвистической подкованности справщика зависело, будет ли служба в храме Божием отправляться должным образом. Увы, Правильная палата не всегда оказывалась на высоте, и в книги все равно прокрадывались досадные ошибки. Причем не только по невежеству справщиков, но и по "злонамеренности" некоторых из них. Например, известно послание Патриарха Филарета от 1633 года, содержавшее требование отобрать из всех монастырей и храмов двумя десятилетиями ранее изданный Типикон и отправить в Москву для предания огню, поскольку те Уставы печатал "вор, бражник, чернец Логгин, и многие в тех Уставах статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию, своим самовольством".

Таким образом, становится ясно, что предпринятая Никоном попытка завести печатное дело в Валдайском Иверском монастыре есть серьезный шаг в распространении духовного просвещения. К сожалению, вследствие опалы Патриарху не удалось развить и умножить начатое. В 1665 году он, затворник Ново-Иерусалимского монастыря, не будучи в состоянии надзирать за книгопечатанием в Иверской обители, повелел переправить к нему Валдайскую типографию. Но она уже не пригодилась. В 1666 году Патриарх Никон был осужден Большим Собором и отправлен в дальнюю ссылку.

В погожий день с монастырской пристани легко увидеть город Валдай, вольготно раскинувшийся на берегу озера. Существуя в столь близком соседстве, монастырь и город не могли не оказывать взаимного влияния друг на друга.

Первые упоминания о деревне Валдайское Селище относятся к XV веку. Тогда в деревеньке было всего два двора. Жили в них крестьяне Яков и Клим Демеховы, отец и сын.

Развитие и рост Валдайского Селища и близлежащих деревень относится к XVI веку, когда потребовалось организовать регулярное сообщение между Новгородом и Москвой. На дороге поставили станции, где путники переменяли лошадей. Назывались они ямами - от татарского слова "дзям" (дорога).

"Шоссе", пролегшее через Валдай, и ямская станция, основанная в нем, способствовали быстрому росту населения, появлению новых ремесел. С 1573 по 1584 год число дворов в Валдае увеличилось с сорока до девяноста, Тогда же в селе появилась деревянная церковь во имя св. Параскевы Пятницы с колокольней.

Валдайский Иверский монастырь также оказал значительное воздействие на судьбу села. В мае 1654 года царь Алексей Михайлович закрепил Валдай (а также другие окрестные села) за монастырем, а монастырь был заинтересован в том, чтобы в его селе жил народ трезвый, крепкий и трудолюбивый. Особое внимание уделялось развитию ремесел и церковному строительству. В 1694 году в Валдае построили первую каменную церковь - Троицкий собор. Многократно перестроенный, он сохранился до наших дней. Правда, теперь в нем размещается районный дом культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Хронология
Первые памятники относятся к позднему палеолиту: это значит, что их возраст составляет около 30 тысяч лет. Они появляются внезапно, будучи при этом слишком совершенными в техническом и художественном отношении, чтобы их можно было рассмат ...

Зрелые годы
После 50 лет Ермолова твердо решила на год покинуть сцену. Всю свою жизнь Ермолова тайно, глубоко и страстно любила одного выдающего ученого, известного во всей Европе. Про эту любовь не знал никто, кроме самых близких людей. Мария Никола ...

Римская философия
Римская философия формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышления. Приблизительно с этого времени в Риме развиваются три философских направления, которые сформировались уже в эллинистическ ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы