Социальные и социокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея и общества

Материалы » Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее "Анна Ахматова. Серебряный век" » Социальные и социокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея и общества

Страница 1

Музей развивает присущую ему удивительную способность: концентрация в его стенах исторических и культурных памятников приводит к качественному изменению социокультурной среды местности, в которой он возник.

Главная проблема у музеев общества такова: найти свое место в многообразном культурном пространстве, и при этом не впасть в чрезмерную политизацию и не склониться к красивым действам фольк-культурного свойства, не имеющими ничего общего с реалиями межкультурного взаимодействия. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы музейная деятельность носила научный характер. Это и изучение потребностей общества, и разработка долгосрочных культурных программ, и выверенная политика комплектования. При добросовестном научном подходе нам не придется мучаться сомнениями: все ли традиции следует сохранять и представлять в музее, говорить ли о глобальном воздействии этнических конфликтов и т.п. Только тогда музей будет не развлекать или скучно пропагандировать, а помогать человеку, гражданину в его продвижении от культуры как знания к культуре, по выражению Ж.-М. Летеррье, как "топливу", источнику энергии и самостояния человека.

Музеи становятся сегодня предпочтительным средством коммуникации и в плане неформального образования. Опрос посетителей английских музеев показал, что главной функцией музея англичане считают образовательную, второй по значимости - получение новой информации и только третьей - развлечение. По опросам, проведенным в одном из краеведческих музеев Сибири, выяснилось, что посетители, кроме созерцания, хотели бы заняться в музее творчеством с детьми, участвовать в конкурсах и играх, театрализованных празднествах, а петербургские школьники смысл посещения музея определили как познавательный, отдав меньшее значение получению эстетических впечатлений.

Однако существуют и другие точки зрения. Одну из них отстаивает английский исследователь Ф. Шутен: вопреки анкетным утверждениям, посетитель приходит в музей не для получения знаний, а с целью развлечения (с небольшой долей познавательных интересов) и используя музей как средство общения. Аналогичную тенденцию можно проследить и в России: 70 % из числа взрослых посетителей приходит в музей с детьми, причем большинство взрослых попадает в музей впервые благодаря своим детям; из общего количества детей 6-12 лет с родителями приходит 56 %, с друзьями - 14 %; выходной или праздничный день в музее хотели бы провести 92 % опрошенных.

Так или иначе, большинство исследователей отмечают снижение интереса публики к музеям как к "пассивным витринам" для демонстрации шедевров и раритетов; среди посетителей разного культурного и социального уровня все популярнее идея о музее как месте для дискуссий и активного диалога.

Значительная активизация в изучении социально-демографических групп посетителей музеев, которая наблюдается на Западе и, к сожалению, только начинает просматриваться у нас, - проявление осознанной ответственности музея перед обществом за привлечение более широких слоев населения. Одной из главных задач в работе с посетителем большинство исследователей называют сегодня формирование чувства причастности к собственной истории. Однако, в современной ситуации ни высокое качество музейных коллекций, ни традиционные методы и формы работы не гарантируют того, что музей станет важным и интересным местом пребывания для горожанина, который имеет достаточный выбор для проведения досуга и пополнения знаний.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Абстракция и стилизация
Каждая картина является, по сути дела, неким набором наиболее характерных черт изображаемого предмета, так как фотографически точно воспроизвести его все равно невозможно. Поэтому в искусстве вопрос ставится иначе: какова приемлемая степе ...

Библиотечное дело в XX веке
Первая Мировая война существенно повлияла на развитие библиотечного дела, многие библиотеки были полностью разрушены. Страны, воевавшие против Германии, уже в начале войны остро ощутили последствие изоляции от немецкой науки, в то время Г ...

Пирамида Джосера в Саккара
Усыпальница для фараона III династии Джосера имела новый, необычный вид, она состояла из шести мастаб, поставленных друг на друга, и уменьшающихся кверху. Гробница возвышается как «лестница к небу», за что получила свое название – «ступен ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы