Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее "Анна Ахматова. Серебряный век"

Материалы » Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее "Анна Ахматова. Серебряный век"

Происходящие в сегодняшней России сложные социальные процессы ставят перед социально- культурными центрами ряд проблем, связанных с необходимостью осмысления новых реалий. Изменения, происходящие в мире, увеличивают культурно-пространственное многообразие современного общества. Переоценка нравственных ценностей и поиск новых идеалов заставили общество по-новому взглянуть на культурное наследие.

Музеи, являющиеся хранителями культурного наследия, напрямую взаимодействуют с обществом. Будучи социокультурными институтами общества, музеи "соединяют" воедино через социокультурные процессы поколения людей, их духовность, достоинства, патриотизм. Современная национальная доктрина России предполагает формирование гражданского полиэтносоциального общества, обеспечивающего историческую перспективу российской государственности. В этих условиях идея общественного функционирования государственного патриотизма, как социальной ценности и социального механизма в процессе формирования гражданского общества, выдвигают музеи на первый план. Основой патриотизма является духовно - нравственный и социокультурный компоненты.

Изменение условий деятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия "музей как социокультурный институт" и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности. Существующие трактовки многозначны и несут в себе терминологическую неопределенность. Кроме того, музей как социокультурный институт, в настоящее время, рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения. Но музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе и социологическую определенность.

Вместе с тем, в условиях быстро изменяющейся социальной действительности, музейные коммуникации не только актуализируются, но и глобализируются. Это требует изучения реального состояния дел и определения тенденций развития коммуникативных музейных процессов.

Актуальность темы исследования социально – культурной деятельности музея определяется:

- осмыслением роли музея как социокультурного института;

- необходимостью использования социокультурного подхода к теоретико-методологическому исследованию музея;

- потребностью в анализе, прогнозировании и объяснении процессов взаимодействия музея и общества;

- важностью изучения соотношения музея с другими институтами культуры в условиях современной социокультурной ситуации в обществе;

- необходимостью анализа институализации музейной деятельности в период появления современных музейных практик и коммуникативных технологий;

- осмыслением социокультурных функций музея различных уровней, направленных на обеспечение непрерывности трансляции ценностей;

- изучением возможностей развития музея в XXI веке, в условиях глобализации и информационного общества;

- влиянием музея на формирование гражданского общества.

Цель исследования – исследование музея «Анна Ахматова. Серебряный век» как социокультурного института и разработка пути совершенствования социально-культурной деятельности в нем. Изучить роль музея в социокультурных процессах района, связанных с культурным развитием общества и реальной включенностью населения в эти процессы.

Объект исследования: Социально – культурная деятельность музея «Анна Ахматова. Серебряный век».

Предмет исследования: процесс социально-культурной деятельности учреждения культуры (музея) в целом, пути её совершенствования и особенности функционирования и развития музея в условиях современной культуры.

Гипотеза исследования – пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее возможны при условии использования современных методов рекламной деятельности, приведения его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века и расширением функций музея, которые могут значительно повысить эффективность своей деятельности посредством соединения традиционных форм научно-исследовательской и экскурсионной работы с системой последовательного историко-культурного и нравственно-эстетического просвещения и вовлечения разных групп населения и, в первую очередь, молодежи в социально-культурное творчество.

Задачи исследования:

• изучить историю музея «Анна Ахматова. Серебряный век»;

• на основе современных социокультурных теорий осуществить анализ состояния социально – культурной деятельности и выявить проблемы музея «Анна Ахматова. Серебряный век»;

• выявить социальные и социокультурные функции музея, как основы взаимодействия музея и общества;

• разработать направление развития социально-культурной деятельности на примере музея «Анна Ахматова. Серебряный век», раскрыть социально-культурный потенциал музея.

• разработать концептуальные предложения по внедрению в практику музея «Анна Ахматова. Серебряный век» маркетинга и сотрудничества с туристским бизнесом;

Методологические основы исследования:

Методологическую основу исследования составляют отечественные работы по прикладной культурологии, музееведению, менеджменту в социально-культурной сфере (Ариарский М.А., Березин О., Тульчинский Г.Л., Киселева Г.Г., Красильников Ю.Д. и др.)

В работе использованы:

- научная библиотека и фондовые архивы музея «Анна Ахматова. Серебряный век»

Эмпирической базой исследования стали результаты интервьюирования работников музея в режиме неформализованного интервью. Было опрошено 3 научных сотрудника и проведено интервью с директором музея.

Степень разработанности проблемы:

Данной проблемой занимался достаточно широкий круг авторов, но при изучении концептуальной основы данного вопроса были выделены прежде всего следующие работы: «Прикладная культурология» М.А.Ариарского, в которой изложены основные принципы и понятия СКД и дано осмысление музея как субъекта социально – культурной деятельности, М.А.Ариарский акцентировал внимание на социально – культурной деятельности музея и его значимости в обществе и культуре.; «Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев» Грусмана В.М.; «Музей как институт социально-культурной деятельности» Нагорского Н.В.;

Заслуживает внимание позиция авторов, рассматривающих проблемы взаимодействия музея с другими социальными институтами, с различными социально-культурными явлениями, вопросы государственной и частной поддержки музеев, их финансирования и музейного маркетинга: Киселева Г.Г., Красилъников Ю. Д.

Значимость музея как института, выполняющего образовательно-воспитательные функции, рассматривается в ряде работ (Бутикова Г. П., Титова Б.А.)

Методы исследования:

Теоретические:

1. Теоретический анализ основной литературы

2. Сравнение

3. Анализ социально – культурной деятельности музея.

Имперические:

1. Проведение индивидуальных бесед с сотрудниками музея

2. Наблюдение за деятельностью музея.

Этапы исследования:

1. Аналитический – была изучена история создания и развития музея «Анна Ахматова. Серебряный век», проведён анализ принципов, целей, структуры, основных направлений деятельности и взаимодействия с другими учреждениями СКД;

2. Формирующий – сформулированы направления путей совершенствования СКД в музее «Анна Ахматова. Серебряный век»;

3. Обобщающий – обобщена полученная в результате исследования информация, сделаны выводы по состоянию и возможностям усовершенствования СКД в музее «Анна Ахматова. Серебряный век».

Новизна исследования:

Несмотря на то, что «Анна Ахматова. Серебряный век» существует вот уже 30 лет, впервые в этой работе целенаправленно применен социокультурный подход к исследованию музея. Социально – культурная деятельность этого музея и пути ее развития не были ещё никем исследованы; Осуществлён комплексный анализ и предложены пути совершенствования СКД в музее; Раскрыты социокультурные функции музея во взаимодействии музея и общества; Введены концептуальные предложения по внедрению в практику музея маркетинга и туристского бизнеса; Разработана и предложена новая система культурно-образовательной деятельности музея;

Практическая значимость исследования:

Предложения по усовершенствованию СКД музея «Анна Ахматова. Серебряный век», приведённые в главе II данной работы, применённые на практике, позволят улучшить формы и методы удовлетворения культурной потребности населения, привлечь новых посетителей, а следовательно реально содействовать оформлению роли музея «Анна Ахматова. Серебряный век» как социокультурного института в обществе, помочь работникам музея при организации культурно-образовательной деятельности.

Другие публикации:

Данные археологии
Археологические данные – а их очень немного подтверждают картину, нарисованнyю Гомером. От XI - IX вв. до н. э. практически не сохранилось не только монументальных, но даже значительных построек. Погребения гомеровского времени поражают с ...

Философия хиппи и мечта хиппи
Мы звездная пыль, мы все сияем, и мы должны вернуться назад в сад (Джони Митчелл (Вудсток) Так чего же все-таки хотят хиппи? В чем заключается их утопическая фантазия? Критиковать существующую систему легко, но что могут хиппи предложить ...

Знаменитые работы
Одной из самых известнейших картин потрясающих воображение является "Масленица" (1916). Эту знаменитую картину Кустодиев задумал, лежа в больнице после второй операции. Он добился разрешения писать у оперировавшего его профессор ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы