История основания и характеристика деятельности музея «Анна Ахматова. Серебряный век»

Материалы » Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее "Анна Ахматова. Серебряный век" » История основания и характеристика деятельности музея «Анна Ахматова. Серебряный век»

Страница 1

Муниципальный музей "Анна Ахматова. Серебряный век" - первый в стране музей и долгое время единственный, посвященный великому русскому поэту Анне Андреевне Ахматовой и открытый задолго до отмены Постановления 1946 г. Музей был основан 30 лет назад. Собирателем и основателем музея является Валентина Андреевна Биличенко, являющаяся директором музея по сей день. Изначально собранные материалы хранились в детском саду на улице Новостроек по причине отсутствия помещения. Затем ПТУ №44 дало помещение под выставку, где Львом Васильевичем Успенским была открыта знаменитая «Пушкиниана». В ней и расположилась не приветствуемая в то время первая экспозиция с материалами о жизни и творчестве великого русского поэта Анны Андреевны Ахматовой. Затем музей располагался на Кронштадской улице, потом на проспекте Стачек. Это были небольшие помещения не соответствовавшие пополняющимся экспозициям и проводимым культурным программам музея. В музее фактически не было не одного работника кроме его инициативного создателя. Позже для уборки помещений одну денежную ставку на уборщицу выделил завод «Северные верфи». Через три года удалось получить статус народного музея при участии министра культуры Мелентьева, а затем муниципального и, наконец, государственного учреждения. С получением статуса муниципального учреждения культуры на музей стали выделять деньги на зарплаты сотрудникам в количестве четырех ставок. В 2000 году музею было выделено помещение на Автовской улице где он находиться по сей день.

Становление музея проходило в конце семидесятых годов, когда о таланте поэта Анны Ахматовой было не принято говорить в «полный голос», а о Николае Гумилеве даже и упоминать не приветствовалось до 1986 г. По этому многие предметы экспозиции преходилось собирать с огромным трудом и существование самого музея было под большим вопросом. Постепенно расширяясь, экспозиция музея впервые в стране отразила великий страдальческий путь и Николая Гумилева. В музее собрана огромная информация об эпохе, о времени, о всех авторах серебряного века, поэтах, писателях, художниках, ученых, кинорежиссерах.

Творческие вечера проводятся на темы, привязанные к тематике музея не столько временем, сколько духом близким творчеству А.А.Ахматовой и Н.C. Гумилева. Ежегодно проводимые мероприятия приурочены к знаменательным датам, связанным с жизнью и деятельностью поэтов, писателей художников и деятелей культуры Серебряного века. Также в музее проводятся и Пушкинские вечера, что также является данью уважения к пристрастиям Анны Ахматовой. Музей обладает редкими материалами и публикациями о выдающихся личностях культуры Серебряного века и потому за информацией о них приезжают люди со всех уголков России. Вся периодическая печать по соответствующим темам обрабатывается, производится ее общий обзор, анализ и сохранение в архиве музея.

Это единственный музей, который посещал выдающийся ученый, профессор, почетный академик Лев Николаевич Гумилев. Еще с момента полулегального состояния, музей начали посещать такие известные личности как академик Скатов, академик Панченко, певица Казановская, певица Богачева, поэт Кушнер, поэт Дудин, профессор Путилова и т.д.

Экспозиция музея написана в хронологической последовательности и имеет 6 экспозиционных комнат ("Царское", "Слепнево", "Гумилев", "Петербург 1", "Реквием", "Поэма без героя").

Музей обладает уникальными экспонатами, единственными портретами как Ахматовой, так и Гумилева, раритетной мебелью, фарфором, скульптурой, книгами с автографами А.А.Ахматовой и книгами из личной библиотеки поэта.

Сейчас материалы экспозиции принадлежат государству, но в случае реорганизации директор и собиратель музейных экспонатов Валентина Андреевна Биличенко имеет право частично возвратить коллекцию в частную собственность.

Культурная программа музея имеет некоторую цикличность, заканчивающуюся мероприятием, посвященным дню рождения А.Ахматовой в июне и начинается сезон мероприятий музея с 1 сентября. Программу экскурсий и составление экспозиций директор не доверяет никому. Четкой программы проведения экскурсий не существует, директор музея проводит экскурсии дифференцируя их по собственному опыту.

Актовый зал музея во время проведения творческих вечеров часто бывает переполнен. Основным контингентом посещающих музей являются люди знающие о деятельности музея и являющиеся постоянными посетителями на протяжении всех тридцати лет работы музея. Также работники музея поддерживают связь с преподавателями близлежащих школ и регулярно проводят экскурсии для учащихся.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Керамические сосуды Древней Греции
Художественное наследие Древней Эллады - одна из двух составных частей великой античной культуры (другое - искусство Древнего Рима), определяющих сущность всего европейского эстетического творчества. Древние эллины, или греки были небольш ...

Конструктивизм в одежде
Конструктивисты предложили беспредметный орнамент для набивных тканей. Внедрение в быт тканей с новыми рисунками было одним из направлений организации социалистического быта. В 1924 г. Л. Попова и В. Степанова на Первой ситценабивной фабр ...

Новые имена и произведения
С конца 1950-х – начала 1960 –х годов в изобразительном искусстве заявила о себе большая группа художников. Начинать было тяжело, потому что в это время партийные структуры развернули борьбу с абстракционизмом и формализмом «как одной из ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы