Предложения по совершенствованию образовательно-развивающей функций музея и работы с молодежью

Материалы » Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее "Анна Ахматова. Серебряный век" » Предложения по совершенствованию образовательно-развивающей функций музея и работы с молодежью

Страница 1

Комплексное исследование музея как института социально-культурной деятельности подтвердило исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что сегодня он не может более ограничиваться отбором, сохранением, классификацией, реставрацией и экспозицией историко-культурных раритетов. Эффективность музея, вступающего в информационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы поисково-охранительной и научно-экспозиционной деятельности, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества. Эксперимент убедительно показал, что магистральный путь развития музея, в единстве поисково-охранительной, научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не только и не столько в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как средство историко-патриотического и нравственно эстетического воспитания, как базу стимулирования культуротворческой активности разных групп населения.

Так как в деятельности музея за последние годы происходят серьезные изменения, связанные с осознанием его социальной роли. На сегодняшний день бесспорно в музее «Анна Ахматова. Серебряный век» стоит обратить внимание на – работу с детьми и подростками.

Знакомство с культовой литературой жизнью и творчеством писателей и поэтов – неотъемлемая часть культурологического образования подрастающего поколения. Актуальной проблемой взаимоотношений музея с посетителями в музее «Анна Ахматова. Серебряный век» является неподготовленность детей и подростков к восприятию музейного материала, незнание истории своей страны, отсутствие личного, субъективного интереса к познанию культурных ценностей, а порой и элементарной культуры посещения музея. Безусловно, одна из функций экскурсии в музее должна быть – пробуждающей интерес. Однако восприятие (и интеллектуальное и эмоциональное) становится успешнее в том случае, если полученная во время посещения музея информация дополняет уже имеющиеся знания. Отсюда необходимо подготовить учащихся к непосредственному знакомству с экспозициями музея. В этом заключается одна из проблем, и, в то же время, одно из условий дальнейшего плодотворного сотрудничества учебных заведений и музея.

Исследование механизмов восприятия экскурсии в массовой аудитории дает достаточные основания для того, чтобы констатировать наличие у посетителей потребности в обновлении или уточнении своих ценностных ориентации. При этом происходит некая мысленная консультация по разнообразному кругу проблем, возникающих в процессе ассоциативного восприятия историко-культурного материала. В этом случае необходимо обратить внимание на такие психологические характеристики экскурсии, как эмоциональное заражение, убеждение, доверительность, которые в итоге активизируют субъективное отношение слушателя к предмету рассказа и морально-нравственной проблематике.

Сегодня эффективность экскурсии определяется уровнем внимания слушателей, количеством и характером задаваемых вопросов или, другими словами, уровнем взаимодействия содержания информации («значений») с социально-психологическими потребностями («смыслом»). С другой стороны, общение в процессе экскурсии строится не только на ситуативных интересах посетителя, но и на сущностных, ценностно-ориентационных. Таким образом, особое значение приобретает стиль подачи информации, определяющий принципы отбора выразительных средств, с тем, чтобы вызвать интерес и дать повод для размышления посетителям всех уровней знакомства с музеем, учесть различные уровни восприятия музейной информации.

Таким образом, важнейшее методологическое положение, определяющее деятельность музея сегодня, состоит в том, что экспозиция музея – не самоцель, а средство познания отечественной истории и культуры, стимулирующее восприятие нравственно-этических ценностей.

Актуальность проблемы невостребованности очевидна у подрастающего поколения духовного богатства российских музеев, театров, картинных галерей.

В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, «обладающей устойчивой системой ценностных ориентацией, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным». Одним из наиболее значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей.

Музей как учреждение культуры, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции наряду с документированием и фиксацией объективных процессов в природе и общественной жизни включают в себя культурно- просветительную и образовательно-воспитательную функции. «В процессе исследования к традиционным… функциям были отнесены образовательно-развивающая, преобразовательно-созидающая и развлекательно-познавательная функции музейного учреждения, что позволяет рассматривать его не только как средоточие ценностей истории и культуры, но и как центр духовной жизни, позволяющий комплексно использовать свой культуросозидающий потенциал».

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Конструктивизм. Появление конструктивизма
Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов. Характеризуется строгостью ...

«Кабинет доктора Калигари»
Старший сын известного актера Карла Вине, Роберт, родился 27 апреля 1873 года. Его младший брат Конрад сразу решил пойти по стопам своего отца, позже стал режиссером и сценаристом, а Роберт в 1894 году поступил в Университет в Берлине на ...

Живопись
Расцвет критской живописи относится к XVI в до н.э. Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, исполняли миниатюрные изображения на перстнях и печатях. Большой славой ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы