Предложения по совершенствованию образовательно-развивающей функций музея и работы с молодежью

Материалы » Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в музее "Анна Ахматова. Серебряный век" » Предложения по совершенствованию образовательно-развивающей функций музея и работы с молодежью

Страница 2

В настоящее время в связи с гуманитаризацией и гуманизацией образования в деятельности музея происходят серьезные изменения. Сегодня он не только собирает, хранит, экспонирует и реставрирует культурные и исторические ценности, произведения искусства, но и осуществляет целенаправленное образовательно-воспитательное воздействие на человека, является центром культуры и важнейшим институтом социализации детей и подростков.

В сфере интересов музея – разные категории посетителей, но, как отмечалось выше, наиболее пристальное внимание, уделяется поиску новых форм, методов и методик в работе с подрастающим поколением, которые направлены, прежде всего, на развитие личности. И в этой связи музей становится важнейшим институтом социализации детей и подростков. Для того чтобы обосновать вышесказанное, рассмотрим основные характеристики процесса социализации.

Процесс социализации многоаспектен. Его можно трактовать как социальное научение, как результат социального взаимодействия и, наконец, как самоактулизацию Я-концепции. При этом социализация может быть как стихийной, проходящей под влиянием широкого круга разнонаправленных факторов (семейного и несемейного общения, искусства, средств массовой информации), так и целенаправленной, осуществляющейся в ходе воспитания человека.

Несмотря на широкую употребляемость, сам термин «социализация» не может толковаться однозначно, сближаясь в одних случаях с воспитанием, в других – с формированием личности, связанным с осмыслением собственной социальной цели и позиции.

Социализацию можно понимать и как «процесс становления личности, обучения и освоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе». В таком случае акцент делается на формировании жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта. В психологии социализация понимается как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности».

В контексте данной статьи термин «социализация» неразрывно связан с понятием духовности, духовной культуры. Приобщение к миру духовной культуры возможно только через культурные ценности, произведения художественного творчества, т.е. через произведения, которыми в полной мере располагают именно музеи, т.е. искусство в процессе социализации занимает особое место.

Таким образом, средства воздействия искусства на человека являются составляющими процесса его социализации, потому что само искусство выступает в качестве мощного социализирующего фактора, способствующего становлению и повышению общей культуры и духовности личности, развитию ее ценностных ориентаций.

Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания и образования детей, юношей и подростков. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик.

Музейные среда и атмосфера помогают ребенку испытать эти ощущения, тем самым, способствуя становлению его личности, формируя общую культуру, развивая ценностные ориентации, духовную культуру, то есть процесс социализации неразрывно связан с понятием духовности. Исходя из этого понятия и основываясь на вышесказанном, музей выступает как институт социализации личности ребенка.

Музей «Анна Ахматова. Серебряный век» относится к музеям литературно-мемориального профиля и работа с детьми в нем ведется в основном с 12 лет, что связано с определенными трудностями в восприятии и усвоении детьми более раннего возраста информации в данном музее.

Но важно правильно выделить и преподнести эти элементы, акцентировать внимание на ярких и запоминающихся детям фактах, событиях и т.п.; выявить те элементы музейной среды, которые доступны их пониманию и восприятию.

Особыми условиями таких занятий являются:

- строгий учет времени [занятия не должны превышать 20 минут];

- возможность совмещать такие занятия с прогулкой, т.е. они должны проходить в комфортной, непринужденной обстановке;

- возможность проведения последующих занятий с использованием в заданиях увиденного.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Культура во времени и пространстве
Культуру можно разделить на две части – культурную статику и культурную динамику. К культурной статике относят внутреннее строение культуры, то есть совокупность базисных элементов, их сочетания, а также основные черты и формы культуры. ...

Хиппи
Хи́ппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, - "понимающий, знающий" (hipster - старое название субкультуры поклонников бибопа) - философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США. Расцвет движени ...

Гарри Гудини. Искусство магии против жульничества
Он творил поистине библейские чудеса и совершал подвиги, достойные самого Геракла. "Ловкость рук и никакого мошенничества!" - таков был девиз этого человека, всю жизнь создававшего иллюзии и боровшегося с суевериями. Звали его Г ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы