Строгановский дворец - как пример позднего творчества архитектора

Материалы » Архитектор Ф.-Б.Растрелли в Петербурге » Строгановский дворец - как пример позднего творчества архитектора

В левые окна автобуса, перед рекой Мойкой Вы можете видеть Строгановский дворец.

Из дворцов, построенных Растрелли для елизаветинских вельмож, сохранились только два: графа Михаила Илларионовича Воронцова и барона Сергея Григорьевича Строганова. Оба относятся к поздним творения архитектора.

О которых, тем не менее, судить сложно. Это было время больших перестроек. Среди всей этой ломки сохранило в неприкосновенном виде свой внешний облик, пожалуй только одно из поздних творений Франческо Бартоломео Растрелли - городской дом барона Сергея Строганова.

Архитектура дворца в высшей степени типична для Растрелли и представляет как бы переход от плоской трактовки Летнего дворца к рельефной, "скульптурной" манере его последних построек. Это постепенное движение от плоскости к архитектуре масс чрезвычайно характерно для эволюции растреллиевских форм. Он начал с широких гладких стен, декорированных только слабо выступающими пилястрами, очень скромно профилированными - таков Митавский дворец. В Летнем дворце вынос пилястр и вообще лепной декорации уже решительнее и определеннее.

Здание является выдающимся памятником барокко. Центр главного фасада выделен ризалитом с парными колоннами, красоту фасада подчеркивают кованые железные решетки под окнами бельэтажа. Выразителен и пластичен скульптурный декор.

Род Строгоановых был старым и сказочно богатым. Им принадлежала большая часть солеварен и горных разработок России. Предания гласят, что еще в XV веке у Строгоновых было достаточно средств, чтобы выкупить князя Василия Темного из татарского полона.

2 ноября 1752 года Сергей Григорьевич Строганов сообщил сыну Александру, отъехавшему в Европу на учебу: «Наш петербургский дом сгорел до основания и на том же месте я начал строить новый и такой огромный и с такими украшениями и внутри и снаружи, что удивления достойно».(6)

Перед Франческо Бартоломео возникла увлекательная задача: с одной стороны, возвести не дворец, не усадьбу, а дом, достойный богатого и сиятельного вельможи, а с другой - ничем не нарушить предписания властей о внешнем облике Невской першпективы. И еще: чтобы вид дома с набережной реки Мойки был столь же пристоен и величественен, как и со стороны Невского.

Дом Строганова – первый частный дом, сооруженный Растрелли в системе регламентированной городской застройки. Первый и единственный сохранившийся.

Он сразу же привлекает к себе внимание среди близлежащих строений Невского проспекта.

Богатый и образованный, Сергей Григорьевич Строганов не жалеле средств на строение его нового дома. Сжигаемый нетерпением, он даже сумел уговорить Архитектора временно поселиться в недостроенном дворце. Пусть ежедневно и ежечасно наблюдает за ведением работ. И архитектор согласился.

Реставрация дворца продолжается и сейчас, в отреставрированных залах размещены экспозиции и выставки Русского музея.

Начатый через три года после закладки дворца Воронцова, дом Строгановых завершен строением на три года раньше.

Давайте же выясним историю строения дворца Воронцовых.

Другие публикации:

Реализм
В начале столетия складывается реализм – вторая ведущая художественная система в искусстве XIX в., которая развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним. Писатель-романтик стремился расширить границы литературы, вн ...

Джон Де Андреа
Джон де Андреа, или Эндреа (John De Andrea) – известный американский скульптор, яркий представитель гиперреализма в искусстве. Родился 24 ноября 1941 в Денвере, штат Колорадо, США. Образование получил в университете Колорадо в 1965 (степе ...

Религиозная ситуация в мире в ХХ в. и в наши дни
Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся структурных элементов религии; отношением к ней общества, групп и индивидуумов; уровнями их религиозного сознания; силой или слабостью влияния религии на общество; характером ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы