Родился В. И. Суриков в семье потомственных сибирских казаков, предки которых некогда пришли в эти края с Ермаком Тимофеевичем. С детства художника окружали суровая природа, патриархальный быт, отважные, крепкие люди с сильными характерами. Суриков вспоминал, что слушал древние предания и народные песни, видел не только удалые игры и уличные кулачные бои, но и жестокие телесные наказания и даже смертную казнь. "Идеалы исторических типов воспитывала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье", - писал художник. Первые уроки рисования он получил у школьного учителя Н. В. Гребнева, который занимался с талантливым мальчиком отдельно. По окончании школы в 1868 г. юноша отправился в Петербург. Чувствуя, что плохо подготовлен к поступлению в АХ, Суриков начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, чтобы научиться рисовать с гип-сов. Осенью 1869 г., сдав экзамены, он стал вольнослушателем АХ, а через год был наконец зачислен воспитанником. Учился блестяще. Особенно увлекался составлением композиций, за что товарищи прозвали его "композитором". В 1870 г., еще на академической скамье, создал он свою первую значительную картину - "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге". Картина была куплена сибирским золотопромышленником П. И. Кузнецовым, а позже поступила в Красноярскую художественную галерею. Сибирь гордилась своим земляком. Авторское повторение этой картины (также 1870) ныне украшает экспозицию ГРМ. В 1874 г. Суриков написал первую историческую картину - "Княжий суд", а в 1875-м за картину "Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники" должен был получить золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу. Однако ни медали, ни заграничной командировки он не дождался. В это время художнику предложили заказ - единственный за всю его жизнь - написать четыре картины, изображающие "Вселенские соборы", для московского храма Христа Спасителя. Суриков начал работать над ними в Петербурге, но в 1877 г. переехал в Москву, где окончательно обосновался. Переезд в Москву изменил всю его жизнь. Впечатления от древней архитектуры, исторические образы и драматические события, связанные с Красной площадью, храмом Василия Блаженного и Лобным местом, вызвали в воображении художника живые картины прошлого. "Приехавши в Москву, этот центр народной жизни, я сразу стал на свой путь", - вспоминал Суриков. По свежим впечатлениям, без всякого заказа или чьей-либо материальной помощи приступил он к созданию большого исторического полотна "Утро стрелецкой казни" (1881). Этим произведением определилось основное направление творчества Сурикова: изображение русского народа в роковые минуты его истории, создание ярких национальных характеров. Обратившись к сюжету из петровского времени - казнь стрельцов происходила в 1698 г., - художник использовал дневники очевидца, секретаря австрийского посольства Корба. Однако Суриков переосмыслил этот источник с точки зрения человека, живущего на два столетия позже, когда история расставила свои акценты и вынесла свой приговор участникам давней исторической трагедии. Суриков избрал для изображения момент не самой казни, а минуты, предшествовавшие ей, когда состояние участников трагедии достигло наивысшего душевного напряжения. Он построил композицию таким образом, что главным героем стал не Петр I, a выдвинутые на первый план группы стрельцов, обреченных на смерть. Каждая отдельная группа - семья, пришедшая проводить своего кормильца. Горе этих людей неподдельно, и впечатление от их страдании еще более усиливается благодаря контрастам, которые использует художник, противопоставляя рыжебородого стрельца, "злого и непокорного", в ком нс остыло еще "пламя бунта", и его кроткую старушку мать, согнувшуюся под тяжестью несчастья; или старого седого стрельца и его юного сына и дочь, которая рыдает, уткнувшись в колени отца. По принципу контраста в картине представлены две главные силы: народ, олицетворяющий непокорную Русь, и царь Петр I, окруженный иностранцами, - это новая^, европеизированная Россия. Волю, мужество и неустрашимость людей, идущих на смерть без раскаяния и колебаний, цельные эпические характеры - вот что удалось Сурикову. Представленная на IX выставке ТПХВ, картина "Утро стрелецкой казни" вызвала положительные отклики в прессе. Сразу же после окончания этой большой работы художник приступил к созданию картины "Меншиков в Березове" (1883). Еще в Сибири слышал он рассказы о любимце и сподвижнике Петра I, который после смерти своего покровителя обрел небывалую полноту власти, но скоро потерпел полное крушение, впал в немилость, потерял титулы и имущество и был сослан в Сибирь. По дороге, в Казани, умерла жена Меншикова. Горе осиротевшей, обездоленной семьи, загнанной в "медвежий угол", в глухой сибирский городок, - только одна из сюжетных линий картины. Изобразив светлейшего князя, генералиссимуса, "птенца гнезда Петрова", в окружении сына и двух дочерей, сидящим за столом в низкой светелке, Суриков намеренно сузил пространство. "Если ваш Меншиков встанет, - сказал Крамской, увидев картину на XI выставке ТПХВ, - то он пробьет головой потолок". И это не случайно. Низкий потолок, тесная и темная изба только подчеркивали мощь и монументальность фигуры некогда "полудержавного властелина". Рядом с ним хрупкая фигурка старшей дочери Марии, "порушенной невесты императора Петра II", кажется немым укором отцу, принесшему семью в жертву своей придворной карьере. Мария не вынесла ударов судьбы и вскоре умерла. Суриков писал образ печальной девушки, зябко кутающейся в бархатную шубку, со своей жены и отдал ему много душевной теплоты. Общий темный колорит картины несколько оживляют вкрапления голубого и розового цвета в одежде младшей дочери, а золотистые волосы сына Александра и нежный румянец на его щеках вносят жизнеутвержаждающий акцент в драматический сюжет произведения. После того как на передвижной выставке 1883 г. П. М. Третьяков приобрел "Меншико-ва в Березове" для своей галереи, Суриков получил средства для зарубежной поездки. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, видел коллекцию Дрезденской галереи, собрание Лувра, познакомился с творениями итальянских и испанских мастеров. Однако возникший еще до поездки замысел новой исторической картины - "Боярыня Морозова" - не оставлял художника в покое даже за границей. Суриков вновь избрал трагический момент русской истории: время раскола русской Церкви в середине XVII в., фанатической борьбы старообрядцев с нововведениями патриарха Никона при царе Алексее Михайловиче. Раскольничество опальной боярыни Федосьи Морозовой воспринималось как религиозный бунт, как яростный протест народа против посягательств на его веру. Суриков изобразил эпизод, когда замученную пытками, закованную в кандалы непокорную боярыню увозят по московской заснеженной улице к месту вечного заточения (Пафнутьево-Боровский монастырь, в землянойляной тюрьме которого она и умерла). Низкие розвальни медленно движутся сквозь людскую толпу, заполонившую проезжую часть и обочины дороги. Высоко поднятая рука в двуперстном благословляющем крестном знамении, бледное, со впалыми щека ми лицо и слова последнего напутствия, об ращенные к людям, магически действуют не толпу, которая устремляется вслед за мученицей. Лицо Морозовой поражает фанатическим пафосом и одухотворенной красотой. Ближайшая ученица знаменитого раскольника протопопа Аввакума, состоявшая в родстве с самим царем, она неистова в своем порыве защитить старую веру, ее устои. Суриков построил композицию таким образом, что движение саней как бы делит толпу на две части. Справа, у стен старинной московской церкви, оказались сочувствующие раскольнице, а слева-радостно злорадствующие недруги и любопытствующие. Яркость народных образов и своеобразие их характеров раскрыты Суриковым с необычайной художественной силой. Глубокое знание художником старого быта, русского прикладного искусства воплотилось здесь (как, впрочем, и во всех его полотнах) в изображении одежд, вышивок, утвари, деревянной резьбы построек. В 1887 г. Суриков потерял жену. Ее смерть художник переживал долго и мучительно. Почти оставив живопись, он отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год среди заботливых родственников. Постепенно природа и знакомый с детства здоровый быт оказали свое благотворное действие. Художник вернулся к творчеству. В 1891 г. Суриков написал новую большую картину, на этот раз не историческую, а на современный сюжет, - "Взятие снежного городка". Показана удалая сибирская игра, когда всадник должен перескочить сооруженную из снега стену. Молодые улыбающиеся лица, яркие одежды, искрящийся на солнце снег - все проникнуто неподдельным весельем. Подобная картина была исключением в творчестве Сурикова, который вскоре вновь вернулся к серьезной исторической тематике. "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем" (1895) стало следующим монументальным полотном. Историческое событие трехсотлетней давности - бой казачьей флотилии Ермака и войск хана Кучума - художник показал с достоверностью очевидца. "А я ведь летописи не читал. Она (картина) сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу - совсем как у меня. Совсем похоже", - вспоминал художник. В сложной многофигурной композиции, полной движения и экспрессии, запечатлен подвиг русских воинов во имя освобождения родной земли. Теме мужества и героизма русских солдат посвящена и картина "Переход Суворова через Альпы" (1899). Бесстрашие людей, преодолевающих неприступные заснеженные скалы, отвага и смелость полководца воплощены в сильных и выразительных образах. "Двигаются, покорные слову вождя", - заметил художник по поводу сюжета своей картины. Следующей, законченной к 1910 г., исторической картиной Сурикова стало его знаменитое полотно "Степан Разин". Почти все пространство картины занимает огромная ладья, плывущая по широкому волжскому простору. В центре, на покрытой ковром скамье, - монументальная фигура Разина, атамана-бунтаря, погруженного в тяжкую думу. В мускулистых фигурах гребцов - напряжение и сила, воплощение мощи народа. Помимо исторического жанра, Суриков отдал дань и портрету. В портретах С. А. Кропоткиной (1882), Т. К. Доможиловой (1891), А. П. Юргенсон (1900-е), А. А. Добринской (1911), автопортрете (1915) проявилось дарование мастера, его интерес к душевному миру человека. И все же в летописи русского искусства Суриков остается величайшим историческим живописцем, верящим в духовные силы своего народа.
Другие публикации:
Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая
человеческую сущность
Человек, как разумное существо живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого или природная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но для человека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она ...
Образование как социальный институт
Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование ...
Рафаэль
Рафаэль Санти (1483—1520) — не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора. Рафаэль — гений иного склада. Он не был новатором. Его искусство — синтез достижений предшествую ...