В 1583 году в Дании был построен парк «Баккен». Данное событие считается началом истории стационарных парков аттракционов. По легенде, одна девочка, гуляя в Королевском оленьем парке на севере Копенгагена, заметила бьющий из-под земли родник. Набрав воды, она принесла её домой. Воду источника посчитали целебной. Сюда потянулись тысячи людей. Датчане отдыхали рядом с родником, наслаждаясь тишиной и прохладой. Артисты стали разыгрывать здесь уличные представления на потеху публике. Начали строить балаганы. Появились постоялые дворы. Затем примитивные аттракционы. Примечательно, что парк «Баккен» продолжает беспрерывно работать и по сегодняшний день.
Большое распространение получили парки аттракционов с водными играми (шуточные фонтаны). Остроумное решение инженерной мысли представляло собой внезапно фонтанирующие струи воды. В середине XVIII века известный российский учёный-инженер Андрей Нартов изобрёл для царя Петра I «механическую катальную гору». Сооружение функционировало, но промышленное производство было налажено лишь в следующем веке. Бывшие солдаты наполеоновской армии, разбитой под Москвой, создали аналог аттракциона, назвав его «Русские горки». Под этим названием аттракцион известен до сих пор (в России чаще называется «Американские горки»). До сих пор это самое популярное развлечение в любом парке мира. Так же большую популярность приобрели карусели с лошадками. Карусель с лошадками стала первым мобильным аттракционом, который можно было легко разбирать и перевозить на повозках.
В начале XIX века в Америке, где в выходные дни количество пассажиров трамваев заметно сокращалось, придумали своеобразный коммерческий ход. Клиентов решили привлекать поездками в парки аттракционов, установленные на конечных станциях трамвайных маршрутов. К 1925 году было построено около полутора тысяч таких парков. Вначале вход в них предполагался бесплатный. Затем стали брать деньги за вход на территорию. Такие парки называли «трамвайными парками» (англ. trolley park), поскольку «trolley» штанговый токосъёмник был популярен на трамваях США в то время.
Во времена НЭПа начинается настоящий парковый бум. В 1928 году в СССР строится крупнейший из ныне существующих в Восточной Европе московский Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, более известный как Gorkiy Park. В связи с бедствиями, принесёнными Второй мировой войной, развитие индустрии аттракционов надолго замерло.
Настоящим прорывом становится строительство парка для семейного отдыха, созданного по инициативе и на деньги Уолта Диснея. В 1955 году он вкладывает в это 100 тысяч долларов. Но деловые партнёры считают идею Диснея утопией, и мэтру приходится заложить все свои акции под строительство первого Диснейленда в Орландо. 17 миллионов долларов, вложенных в индустрию развлечений, не просто окупились, но и принесли колоссальный доход. Концепция парка захватывающее путешествие по волшебной стране знаменитых мультфильмов.
Популярность первого парка Диснея вдохновила на строительство подобных парков по всей Америке. В Арлингтоне появляется парк «Шесть флагов над Техасом», посвящённый американской истории. В Нэшвилле (штат Теннесси) строится «Оприленд» в стиле кантри. В НьюДжерси парки «Большое приключение» и «Сафари в стране львов» объединяют аттракционы с открытым зоопарком, где животные содержатся в естественных условиях.
Остальной цивилизованный мир значительно отстаёт по количеству возводимых парков аттракционов. В Европе и Азии крупные развлекательные центры появились лишь в течение последующих нескольких десятилетий. Среди самых известных можно назвать построенный в 1992 году парижский Диснейленд и парк аттракционов в Сеуле (Корея) «Лоте Уорлд». Последний занесён в Книгу Гиннеса как крупнейший в мире закрытый парк (общая площадь более 7560 кв.м.).
Парки аттракционов пользуются большой популярностью. По данным «Бизнесжурнала», только в США их посещают в течение года 170 миллионов человек. При этом совокупный доход таких парков превосходит 1 миллиард долларов в год. В России в 2006 году функционировало около 700 парков аттракционов, которые приносили доход немногим больше 3,5 миллиарда рублей.
Другие публикации:
Первый русский балетмейстер
На исходе XVIII столетия в русский театр пришел первый крупный отечественный балетмейстер и одаренный танцовщик Иван Иванович Вальберх (1766-1819). С его именем связана знаменательная полоса в истории нашей хореографии. В его творчестве о ...
Фрески Кносского дворца
Не следует, однако, думать, что вся живопись Крита имела такой условный характер, хотя некоторые особенности ранней живописи повторялись постоянно и в дальнейшем. В противоположность «Собирателю шафрана» очень большой реалистической наблю ...
Компьютер и его возможности в кино
Хотя в современном кинематографе и, шире, современной культуре в целом компьютер распространен достаточно широко, все же еще многие мастера не принимают этой новой техники и не используют ее. Вопрос этот дискуссионный и для начала нам нуж ...