Приемы композиции садово-паркового ландшафта для массовых видов отдыха и развлечений

Материалы » Проектирование садово-паркового ландшафта детского парка развлечений » Приемы композиции садово-паркового ландшафта для массовых видов отдыха и развлечений

Страница 1

Выделение разных по структурному характеру ландшафтов для различного функционального назначения — необходимая стадия художественного формирования садово-паркового ландшафта. Соответствие характера ландшафта видам функционального использования и формирования среды для отдыха с надлежащим уровнем комфорта включает в себя и требование обеспечения эстетических Достоинств ландшафта каждой из зон отдыха. Тем самым решение вопроса зонирования парка сопряжено с функциональным и эстетическим аспектами. Парк должен представлять собой не простое суммирование ряда удачно скомпонованных садово-парковых ландшафтов, Удовлетворяющих всем видам активного и пассивного отдыха, но быть гармоническим сочетанием художественных эффектов ландшафтов с различным характером, взаимосвязанных в общую композицию парка.

Величина площади парка и его отдельных функциональных зон обусловливает приемы возможного их архитектурного, планировочного и ландшафтного решения; действующими нормативами установлены следующие размеры функциональных зон: учреждения культуры 815%; физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения 1020%; тихого отдыха взрослых — 50—75%; отдых детей — 5—10%; хозяйственные сооружения — 1 5%'. Как ранее отмечалось, в каждом конкретном случае возникает необходимость творческого подхода к определению состава функциональных зон и величины их площади в зависимости от размера парка, его положения в плане города, особого характера природных данных территории и др., а следовательно, к композиционному решению садово-паркового ландшафта каждой зоны.

Современные тенденции роста посещаемости, расширение функционального содержания парка, увеличение технических возможностей конструирования разнообразных устройств для отдыха должны быть отражены в функциональной и композиционной организации пространства зоны массовых видов отдыха и развлечений. Функциональное содержание этой зоны определяют массово-политические, культурно-просветительные мероприятия, развлечения и оздоровительно-физкультурные занятия. При организации культурно-просветительных мероприятий рекомендуется использовать большой арсенал средств и методов, предполагающих активное включение людей в разнообразные виды социально-преобразующей деятельности. Следует предусмотреть в парке комплексные формы культурно-просветительной работы, отвечающие потребностям людей в разностороннем творчестве.

В современных условиях общее направление культурно-просветительной работы определяется требованием расширения культурного кругозора посредством участия в массовых политических, образовательных и развлекательных мероприятиях. Этой цели служат концерты и выставки не только представителей профессионального, но и самодеятельного искусства, организация различных любительских занятий в природной среде (читальни, клубы шахматистов, любителей природы и др.).

В каждом парке следует определить виды необходимой культурной работы с учетом подобных учреждений, имеющихся в других парках и на прилегающей городской территории. Из всех видов и форм культурно-просветительной работы и отдыха рекомендуется тщательно отобрать те, которые требуют природного окружения, т.е. наилучшим образом могут быть проведены только в парке. Причем для решения той или иной функциональной задачи и формы ее представления посетителям должно быть достигнуто единство в организации пространства парковой среды.

К эффективной форме проведения свободного времени населением следует отнести праздники и фестивали дружбы трудящихся, праздники профессий. Дни литературы и искусства, молодежные праздники, посещение спектаклей, концертов, лекций, выставок, аттракционов, участие в развлекательных и спортивных играх. Концентрация больших масс посетителей, обусловливающая высокие рекреационные нагрузки (500 и выше чел/га), выражает главную специфику зоны массового отдыха и развлечений, заключенную в самом ее наименовании.

Данный фактор определяет особенности архитектурно-планировочной организации зоны массовых видов отдыха и развлечений, масштаб композиционного решения пространств, функциональные элементы которой надо рассчитывать на интенсивные потоки посетителей. Эту задачу следует решать посредством рациональной планировки: рассредоточения основных парковых сооружений и устройств на территории зоны, большой пропускной способности зрелищных Я развлекательных сооружений; более крупных размеров площадей в площадок; увеличения плотности сети дорог и ширины их полотна; большей степени насыщения пейзажей искусственными элементами композиции; наиболее интенсивного и качественного благоустройства. Применение перечисленных средств архитектурно-планировочной организации зоны массовых видов отдыха дает возможность достигнуть полнокровного выражения характера ее ландшафта: крупный масштаб и лаконизм как общего композиционного решения, так и его отдельных элементов.

Прием рассредоточенного размещения зрелищных и развлекательных объектов (зеленый театр, эстрада, танцевальный зал и площадка, аттракционы, игротека и др.) рекомендуется для решения зоны развлечений. Каждый из объектов следует располагать в обрамленном насаждениями пространстве, которое служит своеобразным холлом под открытым небом. Все объекты необходимо объединять главной и второстепенной дорогами. Пространственное разделение объектов сопряжено с рассредоточением посетителей в зависимости от интересов по разным участкам зоны. В целом создаются хорошие условия для функционирования каждого из объектов. Следует иметь в виду, что целесообразное решение планировочной организации зоны развлечений и ее отдельных элементов можно обеспечить только на основе всестороннего учета конкретной ситуации — местоположения зоны в парке и природных условий участка.

Страницы: 1 2 3

Другие публикации:

Художники, работающие в жанре урбанистического пейзажа
Хендрик Аверкамп - создатель раннего типа голландского городского пейзажа XVII в. с элементами жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами. Алексеев Фёдор Яковлевич (1753 или 1754, Петербург — 1824, там же) ...

Мастера тувинского камнерезного искусства
При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров. Например, мастер М.Х. Черзи силен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными э ...

Конструктивизм. Появление конструктивизма
Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов. Характеризуется строгостью ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы