К 1871 относятся также и другие работы Антокольского на историческую тему – эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр1»), предназначавшегося для Александровского моста через Неву. Статуя Ивана Грозного и эти эскизы как бы предваряют появление крупнейшего произведения Антокольского – большой статуи ПетраI(1872), в которой воплощены противоречивые стороны исторической личности Петра. Сила его характера, его государственный ум, прозорливость и энергия выдающегося человека, преобразователя русской общественной жизни 18 века и, вместе с тем, черты неукротимого царя-самодержца, проводившего политику возвышения класса помещиков и купцов за счёт жестокой и зверской эксплуатации крепостного крестьянства. Изображённая во весь рост огромная фигура Петра, одетого в мундир офицера преображённого полка, воспринимается как достоверный портретный образ и в то же время как олицетворение исторической мощи русского государства. Благодаря такой трактовке, исполненная в бронзе статуя приобретает, особую выразительность и силу, превосходя многие монументальные произведения других скульпторов 2-й половине 19 века.
В годы длительного, связанного с тяжёлой хронической болезнью, пребывания в Риме и Париже Антокольский обращается к темам морально – философского содержания. У него одна за другой появляются работы: «Христос перед народом»(1874г.), «Смерть Сократа»(1876г.), «Спиноза»(1882г.), «Мефистофель»(1883г.), «Не от мира сего»(1888) и множества других образов. Во всех этих образах, трактованных с этических позиций и продиктованных поисками отвлечённо понятой правды и справедливости, по замыслу Антокольского, должны были предстать перед зрителем «друзья человечества», «борцы за лучшее будущее». Но, уйдя на время от русской исторической темы, в которой он не знал себе равных в области влияния, Антокольский сбивается на путь беспочвенной идеализации, как в «Смерти Сократа», или всечеловеческой скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле». Большей части в произведениях Антокольского этого времени имеется ложный оттенок сентиментальной покорности. Поэтому вполне основательно следует считать замечания Стасова, который возражал против того, что Спиноза был изображён слабым и больным, и хотел видеть его активным и сильным. Лучшая из работ этого плана – «Христос перед народом» - близка к подобным полотнам И.Н.Крамского и Н.Н.Ге. В ней религиозную тему Антокольского стремился разрешить как тему этически социальную. Изображая Христа со связанными назад руками, он хотел показать его реформатором, восставшим за правду, за братство, за свободу.
За границей Антокольский тяготился своей вынужденной оторванностью от России, в письмах к Стасову, дружбу с которым он поддерживал до конца жизни, он жаловался, что его жизнь в Риме пустая и серая. Он переживал по поводу упадка европейской скульптуры и живописи. Из Парижа Антокольский писал: «Париж, он, право, не по мне там преобладает форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты», это письмо было написано С.И.Мамонтову в феврале 1880 года.
Глубоко ощущая свою связь с родиной, Антокольский постоянно поддерживал переписку со Стасовым, Крамским, Репиным и многими другими близкими ему людьми. Эпистолярное наследие скульптора, составляющее около 800 писем, поражает богатством мыслей и свидетельствует о том, что Антокольский постоянно чувствовал себя активным деятелем русской художественной культуры. Непреклонно убежденный, что именно Россия «скажет своё особенное, свежее слово среди международного Искусства», это письмо предназначалась В.В.Стасову, получившее 8 января 1883года. Откликаясь на всякое значительное событие, происходящее на родине, Антокольский в 1875 году принял участие в конкурсе на памятник А.С.Пушкину и создал два эскизных проекта памятника. В обширный перечень произведений Антокольского входят также портреты его знаменитых современников В.В.Стасова(1872Г.-1873Г.), И.С.Тургенева (1880г.). Портреты эти, простые и безыскусственные, отличаются строгостью сходства, прямотой характеристики, живостью выражения.
В последние годы жизни Антокольский вновь обратился к национальным историческим темам. С 1881г. по 1891г. он работал над статуей «Ермак Тимофеевич», изобразив его в боевых доспехах, с топором в правой руке с колчаном стрел у левого бедра. В этом новом героическом образе Антокольский воплотил патриотизм, смелость и силу русского воина, с чьим именем связано присоединение Сибири к многонациональному Русскому государству. Одновременно он создаёт статую «Нестора-летописца». Антокольский полагал, что патриотическая и исторические темы отвечают демократическим и национальным интересам передовой русской культуры. В произведениях Антокольского получили развитие лучших традиций русской скульптуры.
Другие публикации:
Панк в представлении общества
Для большинства юных "панков" ("пионеров") России панк - это "говно". Масс-медиа крепко вбили в их головы и общества в целом стереотип панка - "человек с гребнем, который должен ходить грязным, копаться ...
Особенности художественной культуры XIX в
XIX век - век классики. Это время расцвета европейской литературы и искусства, подъема национальных литератур. ,
Художественная культура XIX в. проходит ряд этапов: ...
Ермолова и театр
К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Эстрелья ("Звезда Севильи" Лопе де Вега, 1886), Федра (о. п. Расина, 1890), Сафо (о. п. Грильпарпера, 1892), Офелия (1878, 1891), Гермиона ("Зимняя сказка", 1887), леди Макбет ...