Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние

Материалы » Природа – Общество - Культура » Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние

Страница 1

Цивилизация – в переводе с латинского «Civilis» – общественный гражданский. Цивилизация – это гражданское общество с определенным уровнем развития культуры на конкретном историческом этапе. Например: древняя цивилизация – это объединение людей для выживания в природе, античная – высокоразвитая в культурном обществе цивилизация, а современная - это технократичная цивилизация.

Разделяют два типа цивилизации:

- крестьянский, т.е. тот, который основан на возделывании, когда природа и человек сливаются в единое целое. Для этой цивилизации природа выше человека, а человек вживается в природу не нарушая ее естественной гармонии. Сила этой цивилизации в том, что она сохраняет ее первичную среду обитания. Слабость в том, что она не способствует прогрессированию.

- техногенный тип. В таких цивилизациях человек приспосабливает природу к своей жизнедеятельности, но происходит нарушение гармонии с природой. Вследствие этого происходит уничтожение первичной среды обитания, а значит и самоуничтожение. Сила такой цивилизации в том, что она способствует прогрессу.

Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в разных регионах земли. На ее возникновения повлияли климатические и географические условия, положение регионов. Различная скорость развития привела к неравномерности формирования разных народов. Первобытное общество – первая стадия исторического развития человеческого общества.

На раннем этапе формирования человеческой сущности люди жили племенами. Племя составлял один род с неупорядоченными половыми отношениями. Такая форма общества прогрессировала и напоминала стадо: равенство всех мужчин и женщин в половых отношениях вело к устранению конфликтов, к сплочению общества. Однако это привело к кровосмешению, а затем и к биологическому вырождению и исчезновению вида. Другим недостатком была культурная замкнутость племени. На этом уровне развития у человека и общества уже появилось культовое сознание. Самая древняя его форма – фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням, огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становление первичного племени – рода, осознание своего единства через кровное родство послужило превращению фетиша в тотемы, которые первобытные люди воспринимали как своих первопредков, прародителей. Природе противостоял сам человек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось каннибализмом.

Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом. Память о первобытной жизни сохранилась в некоторых современных представлениях и обрядах.

Начав трудиться, шел процесс накопления знаний. Уже, в какой то степени делались прогнозы: когда делать запасы, как и сколько их хранить, когда ими можно пользоваться, т.е. появилось планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Учет потребовал ведения записей. Так появились первые зарубки, насечки.

Современный человек появился в результате соединения племен из двух родов, когда мужчины одного племени брали в жены женщин из другого племени. Это изменение было связано с запретом на половые отношения внутри общины в период охоты, полевых работ и т. п. для повышения работоспособности. Число запретов со временем возрастало, но они не касались представителей других общин. Отношения между членами соседних общин эволюционировали: от похищения женщин до «узаконенных» отношений. В это время возникли парные семьи, которые были неустойчивыми и не имели постоянного жилища. А в результате возрастания роли мужчин в хозяйственной деятельности происходит переход от матриархальных отношений к патриархальным. Начинается переустройство уклада жизни, появление новых традиций, норм, ценностей. Эпоха патриархата – это время разложения первобытного общества.

Разделения труда в общине способствовало развитию товарообмена, имущественному неравенству, частной собственности. В связи с этим наемный и рабский труд, расслоение общества, возникновение классов. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике.

Вместе с деятельностью развивалось и мышление. Человек начал совершенствовать орудия труда – монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес или уменьшал до граммов. Развитие техники проявлялось в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились составляющие их компоненты: детали делались из дерева, кожи, костей, камня.

Для развития культуры большое значение имел огонь. Применение огня способствовало преобразованию животной психики в направлении интеллекта, разрыв с условиями и привычками стадной жизни, становлению хозяйства. Огонь был теплом, светом, средством защиты и приготовления пищи. Так, шаг за шагом, из первобытности человек шел к цивилизации. Сам того не осознавая, он изменял окружение вокруг себя. Постепенно накапливал знания, передавал их своим потомкам.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Пейзаж
Самый древний вид пейзажа - изображение первозданной природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова "paysage" и нем. Landschaft (образ села, образ земли), которые за три столетия прочно укоренились ...

Воздействие элементов анимации на игровое кино
Нет сомнения, что все фильмы, так или иначе, показывают свою идеологию, свою политику. Во всех человеческих делах, включая искусство, присутствует идеология, и".каждый фильм - это в какой-то мере всегда фильм политический, поскольку ...

Кружевоплетение, его история
Кружевоплетение - один из самых изысканных видов прикладного искусства. Считается, что техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе в Италии не ранее второй половины XV в., а позднее распространилась по всей Европе. Наиболее др ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы