Одежда и оружие Вайнахов влияющие на национальную хореографию, с учётом его эстетики и традиции

Материалы » Танцевальная культура Ингушского народа » Одежда и оружие Вайнахов влияющие на национальную хореографию, с учётом его эстетики и традиции

Страница 1

Национальный костюм - это исторические источники изучения культуры народов, они отражают взаимовлияния и взаимоотношения народов, их быт, обычаи и обряды, возрастные и социальные различия.

Как в колорите одежды, так и в её покрое, отделке, орнаментах тканей, в шитье и вышивке находит своё выражение художественный вкус вайнахов, их эстетические потребности.

Традиционная одежда Чеченцев и Ингушей принадлежит к тем важным элементам материальной культуры, в которых ярко отразилась хозяйственная деятельность народа, его культурные традиции и художественные вкусы, мировоззрение и контакты с другими народами.

Естественно - географические условия жизни тесных горцев наложили определённый отпечаток на развитие кустарных промыслов, связанных, в частности, с изготовлением одежды.

В XVII-XVIIIв. вайнахи удовлетворили свои потребности в одежде и тканях в основном за счёт местной сырьевой базы, хотя активно использовались и привозные материалы.

В горах широко было развито скотоводство, которое является одним из основных источников сырья. Разного качества кожи, шерсть и шерстяные ткани являлись основным материалом для изготовления одежды, головных уборов, обуви, с XVII в. известно и выработка-полотна. Одним из распространенных видом ткани изготавливавшийся Чеченцами и Ингушами, домотканое сукно. Почти все остальные ткани в основном были привозными и покупались у купцов. Специальные мастерские по пошиву одежды в местных аулах, видимо не было: шить умели в каждой семье.

Фольклор вайнахов - выразительный пример тому, как горские «мастерицы» умеют скоро и добротно сшить одежды точно такие же, какие были облачены представители феодальной прослойки «Черкесских, Кабардинских и Ногайских» соседей. Все это согласуется и со свидетельствами рубежа XVIII-XIX вв. когда авторы, говоря о горцах отмечали: «жены у них портные, ткачи, швеи, тесемщицы».

Традиционная мужская одежда Чеченце и Ингушей XVII-XVIII вв. имеет много общих черт с общекавказским костюмом, что объясняется исторически сложившимся длительными взаимосвязями народов данного региона. Основные элементы мужского костюма - рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь, украшения и оружие.

Нательной одеждой мужчин были туникообразного покроя рубаха и общекавказского типа штаны. Для изготовления рубахи бралось сложенное вдвое цельное полотнище и сшивалось по бокам. Рукава делали длинные, прямые иногда на манжетах. Ворот был горизонтальный с вертикальным разрезом спереди и завязывался шнурками из хлопчатобумажных ниток или застёгивался на пуговицы из крученых ниток, серебра, бронзы. Бытовал и ворот с боковым разрезом спереди, рубаху носили на выпуск, перетянутую ремнём из кожи с металлическим набором. Такие рубахи могли носиться отдельно без верхней одежды. В покрое мужских рубах возрастных различий не наблюдалось: их носили как взрослые, так и дети. Поверх рубахи надевался бешмет («гIовтал»), который был и повседневной, и парадной одеждой вайнахов. Шили его из крашеного сукна, а в богатых семьях - из дорогих привозных тканей (шелк, полушелк и пр.). Как правило, мужские бешметы делались однотонными, что не распространялось на одежду мальчиков. Для последних изготовлялись бешметы из цветных комбинированных тканей, хотя и здесь преобладал однотонный цвет. Бешмет или сильно прилегающим к талию с цельно – кроенной основой и отрезными бочками, состоящими из трапецевидных и треугольных клиньев, расширяющихся к низу. Начиная с XVIII в. среди вайнахов получает широкое распространение черкеска («чоа»). В отличии от бешмета, она являлась в этот период повседневной одеждой: черкеска относилась в основном к выходной праздничной одежде. Шили ее из белого черного сукна, красного коричного шелка, на подкладке. Нижняя часть делалась сильно расклеенной за счет клиньев по бокам и спереди на бортах. Рукава делались широкие и длинные, а позднее их стали отворачивать для удобства. Ворот был открытый с треугольным вырезом на груди и металлическими застежками до пояса. На грудную часть черкески с двух сторон нашивались газырницы из кожи, которые кроились в виде кармана и вертикально прострачивались. В образовавшиеся пазы вставлялись газыри («бустамаш») для хранения пороха и пуль. Позднее газыри утратили свое утилитарное значение и играют роль декоративного элемента черкески. По талии черкеска протягивалась ременным поясом с металлическим набором (у более зажиточных -серебренным или позолоченным). Спереди к поясу подвешивался боевой пояс или кинжал, сабля и т.д. Оружие являлось своего рода важным укреплением мужского костюма горцев. В верхней наплечной одежде Чеченцев и Ингушей относится так называемая («пастушье сукно») - один из ранних типов бурок. Она представляла собой накидку из сложенного вдвое прямоугольного полотнища, сшитого из двух полос плотного домотканого сукна. Ее накидывали на плечи и закрепляли у тел при помощи завязок. Элементом особого почитания у горцев был головной убор.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Европейская культура и наука в XVII веке
К XVII в. происходит становление национальных государств и национальных культур, формируются европейские нации. Быстро растут города, в которые перемещается аристократия, составившая элитную придворную среду. Таким центром аристократическ ...

Письменность. Летописание
В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фолькло ...

Захаров
Крупнейшим представителем русской архитектуры начала 19 в. был Андреян Дмитриевич Захаров (1761—1811), воспитанник Петербургской Академии художеств, впоследствии руководитель архитектурного класса Академии. Захаров был автором многочислен ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы