Искусство скульптора приносит людям такие минуты, с которыми ничто не может сравниться. Профессионализм, мастерство, вкус, присущие настоящему скульптору реалисту, с которым мы общаемся через его работы, способствуют нашему общему развитию, расширению художественного кругозора.
Русское искусство всегда пользовалось большой популярностью на родине и за рубежом. Многие работы становились подлинно народными. Искусство скульптора в наше время не так сильно продолжает функционировать в жизни общества, но все же остается одним из самых прекрасных видов искусства.
Из огромного количества выдающихся, талантливых, реалистичных русских скульпторов 2-й половины 19 века добившегося небывалых высот в своем творчестве и истинно признанным в художественных и общественных кругах является Антокольский Марк Матвеевич.
Эти индивидуальности приковали к себе на целые десятилетия внимание публики и специалистов, стали классиками советской и, можно уже с уверенностью сказать, мировойкультуры. В чем секрет этой притягательности? Разумеется, в блестящем таланте, щедро отпущенном природой. Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом. Но, пожалуй, главной составляющей этого секрета стало его личностная реалистичность и стремление к художественной правде.
Попытаюсь более пристально взглянуть на некоторые работы Антокольского.
Антокольский Марк Матвеевич, выдающийся русский скульптор реалист, близкий к передвижникам. Антокольский родился в 1843г. в городе Вильно, в небогатой европейской семье, скончался в 1902 году. К рано пробудившемуся в нём интересу к скульптуре, он поступил в 1862 году вольнослушателем в академию художеств в Петербурге. Его первым руководителем был известный скульптор Н.С. Пименов, после кончины, которого Антокольский занимался в мастерской И.И. Реймерса. Уже в период пребывания в Академии, благодаря сближению с И.Е. Репиным, И.Н.Крамским и В.В.Стасовым, Антокольский становится сторонником передового демократического направления в искусстве. Идейность содержания стремления к художественной правде являются основой его творчества, взгляды на искусство. «Правда в искусстве, - писал Антокольский В.В.Стасову,- выше всего, но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным творчеством.- Такой задачи теперешнего, реального искусства и того принципа я держусь во всех моих работах»
Антокольский в первых - же своих работах отошел от обычных для Академии религиозных и мифологических сюжетов, выступив против условных канонов скульптуры. Он воспринимал греческую пластику не как образец для слепого подражания, а как выражение внутреннего настроения греков греческих идеалов. «Мы же,- говорил он,- должны любить свои идеалы, как греки любили свои».
Творческую деятельность Антокольский начал над созданием небольших горельефов из дерева и кости – «Портной»(1864), «Скупой»(1865). С большой наблюдательностью запечатлел он взятые из реальной действительности и хорошо знакомые ему народные типы и жанровые сценки. В начальную пору творчества, в горельефе «Инквизиция»(1863-69), Антокольский проявил интерес к историческим сюжетам, к сильным и мужественным характерам. В дальнейшем свои демократические взгляды Антокольского воплотил в образах людей, жизнь которых была связана с возвеличением России, большими государственными преобразованиями и военными подвигами совершёнными на пользу отечеству. Гражданские и патриотические чувства Антокольского наиболее яркое и полное выражение получили в созданной им галерее исторических образов «Иван Грозный», «Пётр1», «Ермак» и множество других образов. Именно этими произведениями определяется место Антокольского в истории русского искусства.
Уже первая работа скульптора на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1870-1871) царского величия, а в простом монашеском одеянии в минуту глубокого раздумья, как бы наедине с его тревожными мыслями о судьбах родины. Вместе с тем, психологический образ, созданный Антокольским, раскрывает в Грозном сложный драматизм характера. О впечатлении, произведённом появлением статуи на широкие художественные и общественные круги, свидетельствуют восторженные отзывы современников, в том числе И.С.Тургенева и В.В.Стасова. Последний подчёркивал, что Антокольский, « по силе своего оригинального таланта, создал такое произведение, которое превзошло все прежние на эту тему». Под влиянием большого успеха статуи, Академия художеств, враждебная идейным и творческим стремлениям Антокольского, была вынуждена присудить ему звание академика в 1871 году.
Другие публикации:
Супрематизм
Казимир Малевич (1878,1879-1935) открыл супрематизм в 1913 г.картиной "Черный квадрат". "То, что я изобразил, было не "пустым квадратом, а восприятием необъективности"" (К. Малевич).
Позже в очерке "Суп ...
Гомеровская греция XI-IX ВВ. до н. э
В условиях родовых отношений греческое общество находилось около трех веков (ХI-IX вв. до н. э.). Основным источником, по данным которого можно восстановить картину жизни греков в эти столетия, являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписы ...
Страсти по Иерониму
Кроме «Страшных судов», посвященных возмездию за грехи, Босх создал ряд произведений на тему искушения святых. В них он ставил проблему выбора правильного пути в момент, когда человеческая личность сталкивается со злом, наступающим в обра ...