Ранний Ренессанс– середина XIV – XV в

Материалы » Анализ картин эпохи Возрождения » Ранний Ренессанс– середина XIV – XV в

Страница 1

В раннем Ренессансе выдвигается на первый план свободная человеческая индивидуальность и что эта индивидуальность обычно выражена здесь весьма сильно.

1. Джотто ди Бондоне (ключевая фигура в раннем Ренессансе, первым наделил чувством фигуру, определяющую композицию, и индивидуализировал пространство и событие. Его стиль живописи был для XIV века обязательным.

С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 - 1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными произведениями Джотто, дошедшими до нашего времени, считаются росписи на евангельские сюжеты в капелле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского в церкви Санта Кроче во Флоренции.

В этих шедеврах мастер отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304-1306). Мастеру удалось передать высокий драматизм сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа, обращенный на предателя. При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с ясным осознанием предначертанной ему судьбы.

Тема фрески «Христос и Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуанский цикл («Встреча Марии и Елизаветы», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др.). Новаторство Джотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи Возрождения.

2. Выдающимся мастером Раннего Ренессанса считается Сандро Боттичелли (1445-1510). Среди его работ наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры». Его произведения построены на религиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом.

В творчестве Боттичелли не проявляет интереса к развитию повествования, к мотивам бытовым, драматическим коллизиям или героическим подвигам. Его картина «Смерть Олоферна», написанная в 1472 - 1473 гг., - изображение момента, когда уже всё свершилось и Юдифь покинула шатёр, унося отрубленную голову царя. В холодном сумраке рассвета приближённые Олоферна застывают в оцепенении перед обезглавленным телом своего предводителя. В основе двух самых прославленных картин Боттичелли лежат образы мифологии и поэзии - это «Весна» и «Рождение Венеры» (1480-е гг.). В произведениях зрелой поры творчества художника преобладает сочетание яркости образов с внутренней тревогой и надломленностью; картины Боттичелли наполнены каким-то скрытым трепетом при их красочности и нарядности, созданные, чтобы радовать взор: и Мадонны, и цветущая флора, и Венера овеяны грустью, взгляд их выдаёт затаённую боль при наличии черт утончённого декоративизма. Удлинённые, слегка изломанные в своём движении, "готические" фигуры скользят над землёй, едва прикасаясь к ней. У художника отсутствуют изображения большой пространственной глубины.

3. Великим живописцем раннего Возрождения был Мазаччо (1401 - 1428 гг.) - живописец, в картинах которого лаконичность, энергичность развития действия, выразительность мимики и движений оппонировали прежнему неторопливому многословию, изобиловавшему вставными эпизодами рассказа. В произведениях Мазаччо присутствовал естественный горизонт вместо условного построения пространства с горизонтом, поднятыми к верхнему краю картины и расположенными друг над другом фигурами; цветовая гамма Мазаччо была более сдержанна, в отличие от ярко декоративной красочности; возросла роль светотеневой моделировки, позволяющей выявить пластику предметов и фигур. Мазаччо решительно отказался от унаследованной от миниатюры детализации и изобилия частностей.

«Чудо со статиром» (1428 г.) - многофигурная композиция: при входе в город Христа с него и его учеников спросили пошлину - статир (монету). По приказу Христа Пётр поймал в озере рыбу и нашёл в её пасти статир, который был передан стражнику. Величавость фигур апостолов, входящих в город, мужественность лиц с индивидуализированными чертами людей из народа, естественность жестов и движений, введение жанровых моментов в сцене поиска монеты Петром, - всё носит светлый, глубоко правдивый характер.

В другом творении Мазаччо, картине «Изгнание из Рая», впервые в живописи Возрождения даётся изображение обнажённых фигур, мощно моделированных боковым светом. Через движения и мимику изображены смятение, стыд, раскаяние. Новаторские искания Мазаччо - пути дальнейшего развития реалистической живописи.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Характерные черты индийской архитектуры
В монументальном зодчестве V-ХШ вв. основное внимание уделялось строительству храмов и храмовых комплексов, посвященных преимущественно индуистским богам. В период средневековья Индия обогатила мировую сокровищницу зодчества такими произ ...

Пейзаж в русской живописи. Айвазовский
Родился в семье торговца Константина (Геворг) Гайвазовского. 17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился "Ованес, сын Геворга Айвазяна". Отцу мальчика, на попечен ...

Художественная самодеятельность и фольклор
Народ всегда создавал замечательные художественные ценности. Наряду с профессиональным искусством жило народное художественнее творчество - безымянный "фольклор". Народные песни, сказки, легенды, пословицы были и остаются неисче ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы