Общие сведения о камнерезных изделиях

Материалы » Камнерезные изделия » Общие сведения о камнерезных изделиях

Камнерезные художественные изделия — изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий.) Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративными имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами. К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках — консолях или в застекленных витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застекленной полки книжного шкафа или полки для книг.

Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются на твердые, средней твердости (полутвердые) и мягкие. Изделия из твердого и полутвердого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твердостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твердости (см. Абразивные материалы) твердые поделочные камни имеют твердость от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твердости имеют твердость 3,5—4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твердость 1,5—2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом. К группе твердых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшма, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит. К группе камней средней твердости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор. К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

Изготовление камнерезных художественных изделий из твердого и полутвердого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. д. И древнем Египте, Месопотамии. Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления гемм — резных выпуклых (камней) и углубленных (инталио) рельефов из агата и других твердых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII — XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Эти изделия в прежние времена служили украшением дворцов и особняков знати, а в наши дни хранятся в крупнейших музеях. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твердый камень почти целиком вручную. В наши дни камень обрабатывается механическим путем на государственных камнеобрабатывающих заводах.

Другие публикации:

Пейзаж в русской живописи. Айвазовский
Родился в семье торговца Константина (Геворг) Гайвазовского. 17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился "Ованес, сын Геворга Айвазяна". Отцу мальчика, на попечен ...

Литература – источник знаний Иеронима
Представления Босха о мире потустороннем, занимающем такое место в его работах, основывались на обширном знании богословской литературы: теологических трактатов, житий святых, мистических откровений, из которых он черпал мотивы для многих ...

У колыбели русского балета
В течение XVII—XVIII веков русский балет прошел большой и сложный путь формирования, стремясь определиться как самостоятельный жанр театрального зрелища, независимый от оперы или драмы. Являясь по преимуществу придворным искусством, орие ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы