Древний человек отличался от современного, но это было существо, обладавшее системой религиозных представлений. По мнению известного историка религии Мирчи Элиаде (1907-1986), "священное" входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории: "На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, - само по себе есть религиозное действо", "быть – а еще вернее, стать – человеком означает быть "религиозным".
О том, что у первобытного человека существовали интуиции религии, и он задумывался над метафизическими вопросами жизни и смерти свидетельствуют наличие признаков погребального культа. Исходя из представлений современных "примитивных" народов ученые реконструируют религиозные обряды, относящиеся к умершим, и связанные с этими обрядами верования первобытного человека. В этой связи интерес представляет бережное отношение человека к костям и черепам умерших. В раннюю эпоху черепа клались к горящему костру уже после разложения мягких тканей и сжигались вместе с костями. Позже начали изымать мозг умершего, который вкушался участниками трапезы или сжигался на костре. Мозг – вместилище ума личности, а значит в нем была сущность личности умершего. Сжиганием его возвращали огню – символу солнца. Можно предположить, что у первобытного человека огонь вызывал двойственные чувства: благодарного поклонения за тепло и свет, и страха перед непредсказуемой горящей стихией. Человек, сидящий у костра, мог задумываться не только о вкусе пищи и тепле: его мысль могла подниматься выше мирских забот, обретая созерцательный оттенок.
Были случаи хранения костей умерших родственников и их черепов, например, их закапывали в золу под очаг, где готовилась пища. Череп хранился как объект поклонения – так сохранялось присутствие умершего. Были обнаружены также вторичные захоронения под "кроватями" живых: потомки должны были зачинаться и рождаться буквально "на костях" праотцов. Исходя из вышеперечисленного, ученые предполагают наличие признаков культа предков у первобытного человека.
Наиболее показательными являются захоронения, относящиеся к эпохе палеолита: таковым являются мустьерские погребения, относящиеся к 30 тыс. назад, обнаруженные Отто Гаузером около Мустье в 1908 г. Описание: погребение юноши в позе эмбриона (надежда на возрождение, он уснул, но проснется), с ним в могилу – его личные вещи. (вера, что умерший продолжит свой род занятий в ином мире). У головы – кремневые камни; вокруг тела и под рукой – кремневые орудия, жареные куски мяса. Хоронили детей 6-8 месяцев, 2-3 лет, в могилу которых тоже ложили кремневые орудия и оружие. Изгородью вокруг могилы служили рога мамонта, барана, козла. Таким образом, мустьерские охотники не ленились выкапывать могилы, причем оформляли их тщательно и с соблюдением необходимых ритуалов. Первобытные люди верили, что и их в урочный час не оставят без заботы и погребения. Следует отметить, что живые бросали весьма уютные пещеры после того как совершали в них захоронения.
К 24 тыс. назад относится находка Сунгирьского погребения (р.Клязьма, Владимирская обл., Россия). Это было захоронение пожилого мужчины и двоих детей: девочки 7-9 лет и мальчика 10-12 лет. Умерших к тому времени хоронили в богатых одеждах: каждое тело было облачено в погребальный костюм, украшенный 3,5 тысячами специально отполированных и просверленных бусин. Тела посыпаны охрой. Охра – ритуальный субститут крови, символизирует жизнь, выражает намерение оживить умерших через соединение с веществом, имеющим цвет крови. У семитских народов кровь считалась душой, т.е. жизненной силой. У головы умерших - раковины трубчатого моллюска (предположительно это была роскошная шапка или головная повязка). В могилу помещалась маленькая мужская фигурка из слоновой кости, 2 каменных кольца и множество дисков из камня, кости и мамонтовой кости.
Кроме заботливых захоронений, были обнаружены тела, лишенные заупокойных даров: люди, похороненные лицом вниз под грудой тяжелых камней, расчлененных трупов. Пример: в Вестоницах (Моравия) найдено крепко связанное тело 35-40 летней женщины, предположительно умершей при родах. Возможно, считает А. Зубов, это примеры ритуальной нечистоты умерших - их связывали и засыпали из боязни, что в "нечистоте" в тело может войти какой-нибудь злой дух и побудить тело прервать свой сон и начать беспокоить живых.
Другие публикации:
Изобразительное
искусство
Первым шагом на пути организации профессиональной подготовки художников явилось образование в 1866 году Виленской рисовальной школы под руководством И. Трутнева – неутомимого собирателя и исследователя картин на белорусскую тематику.
Есл ...
Граффити
как средство законной и незаконной рекламы
Граффити использовалось как средство и законной, и незаконной рекламы. Нью-Йоркская команда райтеров TATS CRU прославилась тем, что делала рекламные кампании для таких корпораций, как Cola, McDonalds, Toyota и MTV. Магазин Boxfresh в Кове ...
Содержание понятия "международный туризм" в мировой экономике
Операции по международному туризму являют собой вид деятельности, направленной на предоставление разного вида туристических услуг и товаров туристического спроса с целью содействия удовлетворения широкого круга культурных и духовных потре ...