Фонтенбло

Материалы » Понятия и классификации музеев на примере наиболее известных музеев Франции » Фонтенбло

Страница 1

Замок Фонтенбло — одна из самых значительных королевских резиденций Франции. Старинные легенды оставили нам несколько версий происхождения названия «Фонтенбло». «FonteneBleaudi» - «источник Блоди» - так по-латыни называют документы XII века местность в Иль-де-Франс, затерявшуюся среди дремучего леса. Некогда именно здесь обитала семья воинствующих франков Бладобальдов. Предполагают, что «Блоди» - имя человека, на земле которого бил источник.

Французское название этих мест – «Fontaine-Belle-Eau» («чудесный источник») – со временем превратилось в «Fontaine-Bleau» («Фонтенбло»). Так что «источник Бло», тот «чудесный источник», который, по легенде, во время королевской охоты нашла собака Бло, дал название и лесу, и замку, и городу. В 1713 г. источник неожиданно исчез.

Расположенный в шестидесяти километрах к югу от Парижа, среди огромного живописного леса, он уже издавна был любимым местопребыванием французских королей. В отличие от Версаля, строившегося «для престижа» по единому плану, Фонтенбло возводился в течение многих веков. В его создании принимали участие знаменитые зодчие, скульпторы, живописцы, мастера садово-паркового дела. Они превратили средневековую крепость в великолепный дворец, впитавший в себя лучшие достижения французского искусства.

С момента своего возникновения в XII столетии и до конца XVIII века Фонтенбло играл заметную роль в общественной и культурной жизни страны. Филипп Август издал здесь множество хартий, Людовик IX Святой основал монастырь, Карл V собирал манускрипты, перешедшие затем в Национальную библиотеку в Париже. Но его истинный расцвет наступает в XVI столетии, во времена правления Франциска I, который сделал замок своей постоянной резиденцией. Поклонник итальянского Ренессанса, мечтавший создать «уголок Тосканы под небом Иль-де-Франс», король пригласил для строительства и оформления замка целую плеяду итальянских живописцев, скульпторов, декораторов. Он собрал превосходную коллекцию антиков, картин, греческих и латинских манускриптов и превратил Фонтенбло в центр нового искусства, в колыбель французского Ренессанса. В дальнейшем французские короли Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII и Людовик XIV расширяли и обустраивали замок. Король-Солнце, перебравшись в Версаль, главное место своего правления, сохранил традицию осенних выездов в Фонтенбло. По его желанию автор версальского парка, знаменитый Ленотр разбил здесь сады, где во всем блеске проявил свой блистательный талант. Неповторимый отпечаток наложила на облик замка и эпоха рококо. Ведущие мастера этого стиля — Франсуа Буше, Ванлоо, Пьер и другие — создали изящные декоративные ансамбли, которые по праву принадлежат к шедеврам искусства XVIII века.

На протяжении столетий Фонтенбло занимал особое место не только в личной жизни французских королей, здесь происходили и знаменательные исторические события. Людовик XIV издаёт здесь указ об отмене Нантского эдикта; здесь же он оглашает завещание Карла II, утвердившее Бурбонов на испанском троне.

Яркий след в истории замка оставил также Наполеон. После революции он осуществил восстановление дворца, где впоследствии произошли наиболее важные события, связанные с его правлением. В Фонтенбло Бонапарт подписал акт о своём отречении, и именно отсюда, 20 апреля 1814 года, простившись со своей Старой гвардией во Дворе Белой лошади, он отправился на остров Эльба. Однако менее чем через год, в том же самом Дворе Белой Лошади он собрал своих гренадёров, которые помогли ему с триумфом возвратиться в Париж.

После падения Второй империи Фонтенбло утратил значение королевской резиденции ив1919 году был превращён в национальный музей. И ныне, восхищая великолепием внутреннего убранства и живописностью паркового ансамбля, он волнует ещё и особой атмосферой старины, живым присутствием прошлого.

Чтобы уяснить архитектурно-художественную идею ансамбля, необходимо обойти памятник со всех сторон, только тогда можно будет выделить в его многовековой жизни несколько важных эпох. Фонтенбло – непрерывное, развивающееся во времени творение – представляет собой удивительный ансамбль сменявшихся и обогащавшихся один за счёт другого архитектурных стилей. Но прежде всего это один из самых значительных памятников французского Ренессанса.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Художественный образ и символ. Условность в искусстве
Искусство постоянно пользуется художественными образами. Изображая или используя какой-то предмет, автор зачастую наделяет его символическим смыслом. В некотором смысле, изображение одного предмета может отсылать зрителя к огромному колич ...

У колыбели русского балета
В течение XVII—XVIII веков русский балет прошел большой и сложный путь формирования, стремясь определиться как самостоятельный жанр театрального зрелища, независимый от оперы или драмы. Являясь по преимуществу придворным искусством, орие ...

Основные ценностные доминанты античной культуры
Существует несколько отличительных черт античной культуры. Во-первых, пантеизм. Греки и римляне верили во множество богов. Религия – фундамент любой культуры. Если сравнивать античную классику и средневековье, то разница в мировоззрении б ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы