Дело в том, что реальный жизненный опыт человека естественным образом ограничен пространственно-временными рамками его бытия. Поэтому человек нуждается в дополнении непосредственно получаемых сведений той информацией, которую он может только представить себе. В «музейном отношении» человека к действительности культура обрела одну из уникальных возможностей беспредельно расширять человеческий опыт, раздвигая не только временные, но и пространственные его границы путем непосредственного контакта человека с вещами как «опредмеченной» культурой. При этом вещи способны не только служить обретению реального опыта минувшего, но и выступать в качестве посредников в общении с отдалёнными во времени или пространстве культурами, поддерживать связь между «видимым» и «невидимым» мирами, из которых и состоит для человека универсум.
Постепенно в культуре назрела потребность в общественной интерпретации «говорящих» вещей и в общедоступных формах общения по этому поводу, что привело к обособлению и самоопределению той деятельности, которая заключалась в выявлении, сохранении, изучении и экспонировании предметов культуры как носителей культурных ценностей и социокультурных смыслов. Она стала осуществляться в рамках специальных, организационно оформленных структур и называться «музейной деятельностью». Иными словами, дальнейшее развитие «музейного отношения» человека к действительности привело к появлению специализированного учреждения — музея, выполняющего ряд функций по отношению к культуре, обществу и человеку.
Таким образом, музей в качестве социокультурного института интегрирует в себе: «сверхприродные» качества самого человека, проявляющиеся в его особом, «музейном» отношении к миру; различные виды, способы и механизмы деятельности, направленной на сохранение и актуализацию культурных ценностей; продукты этой деятельности, их потребление человеком, в процессе которого он меняется, развивается, интеллектуально обогащается; учреждение как организационно оформленную структуру для осуществления этой деятельности.
Специфику музея, отличающую его от других институтов культуры, определяет своеобразие музейной деятельности, в основе которой лежат музейные предметы, подлинные элементы невидимого мира, лежащего за границами того конкретного опыта, который аккумулирован в реальном существовании отдельного индивида и человечества в целом. В отличие от систем образования, архивов и библиотек, способствующих преодолению узости границ конкретного человеческого опыта путём предоставления вербальной информации, музейный показ апеллирует прежде всего к зрительному восприятию, которое непосредственно погружает человека в ситуацию общения с подлинностью бытия.
Другие публикации:
Культура во времени и пространстве
Культуру можно разделить на две части – культурную статику и культурную динамику. К культурной статике относят внутреннее строение культуры, то есть совокупность базисных элементов, их сочетания, а также основные черты и формы культуры.
...
Теория и разработки
Начальные теоретические разработки поп-арта появились в Англии в период в 1952 по 1955 годы, когда в Институте современного искусства в Лондоне образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников, критиков среди них были Ричард Гам ...
Фотоохота
Фотоохота (англ. Wildlife Photography) - жанр фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, животные, насекомые и другие существа в естественных природных условиях.
Фотографирование насекомых
Для съёмки насекомых обычно использу ...