Понятие «музей»

Материалы » Понятия и классификации музеев на примере наиболее известных музеев Франции » Понятие «музей»

Страница 2

Дело в том, что реальный жизненный опыт человека естественным образом ограничен пространственно-временными рамками его бытия. Поэтому человек нуждается в дополнении непосредственно получаемых сведений той информацией, которую он может только представить себе. В «музейном отношении» человека к действительности культура обрела одну из уникальных возможностей беспредельно расширять человеческий опыт, раздвигая не только временные, но и пространственные его границы путем непосредственного контакта человека с вещами как «опредмеченной» культурой. При этом вещи способны не только служить обретению реального опыта минувшего, но и выступать в качестве посредников в общении с отдалёнными во времени или пространстве культурами, поддерживать связь между «видимым» и «невидимым» мирами, из которых и состоит для человека универсум.

Постепенно в культуре назрела потребность в общественной интерпретации «говорящих» вещей и в общедоступных формах общения по этому поводу, что привело к обособлению и самоопределению той деятельности, которая заключалась в выявлении, сохранении, изучении и экспонировании предметов культуры как носителей культурных ценностей и социокультурных смыслов. Она стала осуществляться в рамках специальных, организационно оформленных структур и называться «музейной деятельностью». Иными словами, дальнейшее развитие «музейного отношения» человека к действительности привело к появлению специализированного учреждения — музея, выполняющего ряд функций по отношению к культуре, обществу и человеку.

Таким образом, музей в качестве социокультурного института интегрирует в себе: «сверхприродные» качества самого человека, проявляющиеся в его особом, «музейном» отношении к миру; различные виды, способы и механизмы деятельности, направленной на сохранение и актуализацию культурных ценностей; продукты этой деятельности, их потребление человеком, в процессе которого он меняется, развивается, интеллектуально обогащается; учреждение как организационно оформленную структуру для осуществления этой деятельности.

Специфику музея, отличающую его от других институтов культуры, определяет своеобразие музейной деятельности, в основе которой лежат музейные предметы, подлинные элементы невидимого мира, лежащего за границами того конкретного опыта, который аккумулирован в реальном существовании отдельного индивида и человечества в целом. В отличие от систем образования, архивов и библиотек, способствующих преодолению узости границ конкретного человеческого опыта путём предоставления вербальной информации, музейный показ апеллирует прежде всего к зрительному восприятию, которое непосредственно погружает человека в ситуацию общения с подлинностью бытия.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Биография Пьеро делла Франческа
Родился Пьеро дела Франческа между 1406 и 1420 годами в Сан-Сеполькро в Умбрии (ныне – восточная часть Тасканы) «и назывался по имени свой матери дела Франческа, так как она осталась беременна им, когда отец его, ее муж, умер, и так как о ...

Литература
Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им. В литературе XVII в. ут ...

Сущностные аспекты культуры
Приступая к изучению данной темы, необходимо уяснить основные формы бытия культуры, которые можно свести к следующим основным типам: культура и природа, культура и человек, культура и общество. Решая проблему соотношения природы и культур ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы