Понятие «музей»

Материалы » Понятия и классификации музеев на примере наиболее известных музеев Франции » Понятие «музей»

Страница 1

Современная музееведческая мысль разработала целый ряд определений музея, что связано как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся дефиниция. Например, в Российской музейной энциклопедии феномен музея рассматривается М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеевым с философских позиций: музей — это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — музейных предметов».

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) музей определён как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ), согласно которому музей — это «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».

Между тем подход к музею как к научно-исследовательскому и культурно-просветительному учреждению, вполне закономерный и удобный в социально-организационной сфере культуры, оказывается недостаточно продуктивным для проведения аналитических или прогностических исследований, поскольку он не позволяет выявить природу музея и его обусловленность той средой, в которой он возник, существует и развивается. «Учрежденческий» подход к музею уже не вполне соответствует и современным реалиям музейной практики. Поэтому многие исследователи используют в качестве аналитической абстракции представление о музее как о социокультурном институте.

Социокультурный институт не сводится к наличию учреждений или организаций, занимающихся отведённой им деятельностью, хотя именно они-то и обнаруживают его присутствие в обществе и культуре. Социокультурный институт обязательно включает также носителей (кадры), соотнесённых с его целями, определённые «блоки» деятельности, её результаты и связанные с ней отношения; кроме того, ему присуща система функций, которые соотносят его с другими сферами культуры и общества. Попытаемся более конкретно рассмотреть структурные элементы музея как социокультурного института.

Основу музея составляют вещи как предметы культуры: он их собирает, хранит, изучает и экспонирует, раскрывая заложенный в них информационный и эмоциональный потенциал. В качестве вещи может выступать не только артефакт, но и природный объект, имеющий музейное значение и в силу этого неизбежно становящийся объектом культуры. По образному выражению М.С. Кагана, «вещь имеет "двойное подданство" — она есть природно-материальный и одновременно культурный объект». Вещи обладают не только объективно присущими им характеристиками, но и социально значимой информацией, ведь в них зафиксированы, или «опредмечены», знания человека, его представления, опыт, цели, желания, воспоминания и т. п. Именно со «сверхприродным» качеством вещей заключать в себе социокультурный смысл, служить человеку его собственной проекцией, выступать символом абстрактных понятий, идей или же иного «невидимого мира» связан такой специфический вид деятельности человека, который словацкие музееведы З. Странский и А. Грегорова обозначили понятием «музейное отношение к действительности». Суть его состоит в том, что на определенной ступени своего развития человек осознал, что некоторые предметы, даже утратившие свою изначальную функцию, надо собирать, хранить, выставлять и пр., поскольку они представляют для него и для общества определённую ценность.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Скульптура и рельеф
В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура. Гравированный рисунок на камне, кости и роге исполнялся кремниевым резцом; иногда рисовали просто пальцем на мягком ...

Развитие фотографии
Значительный вклад в достижение фототехники внесли такие ученые, как французы А. Физо, А. Клоде, венгр Й. Петцваль, русский А. Греков, американец С. Морзе и многие, многие другие. Период дагерротипии просуществовал немного. Изображение н ...

Чудеса света
В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды в Эфесе, Алек ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы