Следует отметить, что здесь существует огромный пантеон божеств и объясняется это несколькими причинами. Помимо шумерских и аккадских богов существовали божества и других племен, которые заимствовали вышеназванные. И этот процесс имеет к тому же тысячелетнюю историю, за которую накопилось значительное количество божественных имен.
Хотя многие имена сливались и возникали многофункциональные божества, тем не менее сохранились важнейшие божества каждой отдельной области, а это привело к огромному числу второстепенных божеств, которые дублируют друг друга или тождественны. Так, сохранившиеся списки богов фиксируют около 2-3 тыс. имен.
По типологической классификации богов можно разделить на: старых, молодых, астральных и универсальных.
К старым божествам относятся:
Ану (аккад.), Ан (шумер.)– бог неба.
Эллиль (аккад.), Энлиль (шумер.)– "владыка-ветер", покровитель гор Ниппура.
Эа, Эйя (аккад.), Энки (шумер.) – первоначально бог южного города Вавилонии Эреду. Позднее вместе с Ану и Энлилем он разделил власть под космосом. Его владения – воды океана и подземные. В тоже время это покровитель заклинателей, а также покровитель всех искусств и ремесел.
Мардук (аккад.) – во второй половине 2 тыс. до н. э. он превращается в верховного бога в связи с занятием доминирующего положения его города Вавилона. Основные эпитеты, использовавшиеся в отношении Мардука: "судья богов", "владыка богов", "отец богов". Ряд своих функций Мардук заимствует у некоторых шумерских божеств и идентифицируется с богом Асаллухи.
К молодым богам относятся: Нинурта – сын Энлиля, совершавший всевозможные подвиги. Набу – сын Мардука, бог-покровитель писцов и искусства.
К астральным божествам относятся: Шамаш (шумер. Уту) – бог Солнца; Син (шумер. Нанна) – бог Луны. Каждый имел в Месопотамии 2 основных центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба сохраняли свое значение на протяжении всей месопотамской цивилизации. Шамашу принадлежало исключительное положение. Он не только бог солнца, но и верховный судья – земной и небесный, заботился о бедных и обездоленных, предсказывал будущее, наставлял и защищал человечество.
К уникальным божествам относятся: Адада – бог бурь. Своего центра не было, но почитали его во многих местах, это и семиты, хетты, хурриты, ассирийцы. Ашшур – бог города Ашшура, утвердившийся в пантеоне с момента возвышения этого города. Это божество наделили чертами повелителя вселенной, организатора космоса, назывался "отцом богов".
Богини месопотамского пантеона – это богини-матери, супруги богов (Баба, Мами), богиня подземного мира Эрешкигаль. Исключение составляла Иштар (шумер. – Инанна) из-за свойственной ей природы – с одной стороны она связана с планетой Венерой, а с другой стороны – обладала божественными качествами. Это была вооруженная богиня. В то же время она наделена свойствами, которые делали ее покровительницей плотской любви. Ее город – Урук. Первоначально она считалась дочерью Ану, затем его женой.
Вообще, отмечая особенности, характерные для месопотамского пантеона, необходимо отметить, что в нем мало заметны иноземные влияния.
Другие публикации:
Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв
Хронологические рамки искусства Возрождения несколько иные, нежели, допустим, литературы Ренессанса. И хотя идея Возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто и самого Джотто восхваляли за то, что он проложил пут ...
Архитектура и изобразительное искусство
Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец — средоточие сложной эк ...
Художники, работающие в жанре урбанистического пейзажа
Хендрик Аверкамп - создатель раннего типа голландского городского пейзажа XVII в. с элементами жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами.
Алексеев Фёдор Яковлевич (1753 или 1754, Петербург — 1824, там же) ...