Религиозно-мифологические представления

Материалы » Культура древних цивилизаций Месопотамии » Религиозно-мифологические представления

Следует отметить, что здесь существует огромный пантеон божеств и объясняется это несколькими причинами. Помимо шумерских и аккадских богов существовали божества и других племен, которые заимствовали вышеназванные. И этот процесс имеет к тому же тысячелетнюю историю, за которую накопилось значительное количество божественных имен.

Хотя многие имена сливались и возникали многофункциональные божества, тем не менее сохранились важнейшие божества каждой отдельной области, а это привело к огромному числу второстепенных божеств, которые дублируют друг друга или тождественны. Так, сохранившиеся списки богов фиксируют около 2-3 тыс. имен.

По типологической классификации богов можно разделить на: старых, молодых, астральных и универсальных.

К старым божествам относятся:

Ану (аккад.), Ан (шумер.)– бог неба.

Эллиль (аккад.), Энлиль (шумер.)– "владыка-ветер", покровитель гор Ниппура.

Эа, Эйя (аккад.), Энки (шумер.) – первоначально бог южного города Вавилонии Эреду. Позднее вместе с Ану и Энлилем он разделил власть под космосом. Его владения – воды океана и подземные. В тоже время это покровитель заклинателей, а также покровитель всех искусств и ремесел.

Мардук (аккад.) – во второй половине 2 тыс. до н. э. он превращается в верховного бога в связи с занятием доминирующего положения его города Вавилона. Основные эпитеты, использовавшиеся в отношении Мардука: "судья богов", "владыка богов", "отец богов". Ряд своих функций Мардук заимствует у некоторых шумерских божеств и идентифицируется с богом Асаллухи.

К молодым богам относятся: Нинурта – сын Энлиля, совершавший всевозможные подвиги. Набу – сын Мардука, бог-покровитель писцов и искусства.

К астральным божествам относятся: Шамаш (шумер. Уту) – бог Солнца; Син (шумер. Нанна) – бог Луны. Каждый имел в Месопотамии 2 основных центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба сохраняли свое значение на протяжении всей месопотамской цивилизации. Шамашу принадлежало исключительное положение. Он не только бог солнца, но и верховный судья – земной и небесный, заботился о бедных и обездоленных, предсказывал будущее, наставлял и защищал человечество.

К уникальным божествам относятся: Адада – бог бурь. Своего центра не было, но почитали его во многих местах, это и семиты, хетты, хурриты, ассирийцы. Ашшур – бог города Ашшура, утвердившийся в пантеоне с момента возвышения этого города. Это божество наделили чертами повелителя вселенной, организатора космоса, назывался "отцом богов".

Богини месопотамского пантеона – это богини-матери, супруги богов (Баба, Мами), богиня подземного мира Эрешкигаль. Исключение составляла Иштар (шумер. – Инанна) из-за свойственной ей природы – с одной стороны она связана с планетой Венерой, а с другой стороны – обладала божественными качествами. Это была вооруженная богиня. В то же время она наделена свойствами, которые делали ее покровительницей плотской любви. Ее город – Урук. Первоначально она считалась дочерью Ану, затем его женой.

Вообще, отмечая особенности, характерные для месопотамского пантеона, необходимо отметить, что в нем мало заметны иноземные влияния.

Другие публикации:

Современная история
Граффити - "уличное искусство" (так же как уличный театр, уличный танец, музыка улиц). Искусство улиц любопытно тем, что нисколько не меняется (суть его десятки тысячелетий назад была той же, что и теперь), в отличие от "вы ...

Реформация и духовная жизнь Европы XVI в
Расцвет искусства в Германии в начале XVI в. был связан с Реформацией. Главой передовых художников здесь был Альбрехт Дюрер (1471–1528) – портретист, а также мастер гравюр. Дюрер создал серию иллюстраций к последней книге Библии – Апокали ...

Достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века
В XIX в. название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашей ныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к ее восточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединения ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы