Религиозно-мифологические представления

Материалы » Культура древних цивилизаций Месопотамии » Религиозно-мифологические представления

Следует отметить, что здесь существует огромный пантеон божеств и объясняется это несколькими причинами. Помимо шумерских и аккадских богов существовали божества и других племен, которые заимствовали вышеназванные. И этот процесс имеет к тому же тысячелетнюю историю, за которую накопилось значительное количество божественных имен.

Хотя многие имена сливались и возникали многофункциональные божества, тем не менее сохранились важнейшие божества каждой отдельной области, а это привело к огромному числу второстепенных божеств, которые дублируют друг друга или тождественны. Так, сохранившиеся списки богов фиксируют около 2-3 тыс. имен.

По типологической классификации богов можно разделить на: старых, молодых, астральных и универсальных.

К старым божествам относятся:

Ану (аккад.), Ан (шумер.)– бог неба.

Эллиль (аккад.), Энлиль (шумер.)– "владыка-ветер", покровитель гор Ниппура.

Эа, Эйя (аккад.), Энки (шумер.) – первоначально бог южного города Вавилонии Эреду. Позднее вместе с Ану и Энлилем он разделил власть под космосом. Его владения – воды океана и подземные. В тоже время это покровитель заклинателей, а также покровитель всех искусств и ремесел.

Мардук (аккад.) – во второй половине 2 тыс. до н. э. он превращается в верховного бога в связи с занятием доминирующего положения его города Вавилона. Основные эпитеты, использовавшиеся в отношении Мардука: "судья богов", "владыка богов", "отец богов". Ряд своих функций Мардук заимствует у некоторых шумерских божеств и идентифицируется с богом Асаллухи.

К молодым богам относятся: Нинурта – сын Энлиля, совершавший всевозможные подвиги. Набу – сын Мардука, бог-покровитель писцов и искусства.

К астральным божествам относятся: Шамаш (шумер. Уту) – бог Солнца; Син (шумер. Нанна) – бог Луны. Каждый имел в Месопотамии 2 основных центра: Шамаш – в Ларсе и Сиппаре, Син – в Уре и Харране. Оба сохраняли свое значение на протяжении всей месопотамской цивилизации. Шамашу принадлежало исключительное положение. Он не только бог солнца, но и верховный судья – земной и небесный, заботился о бедных и обездоленных, предсказывал будущее, наставлял и защищал человечество.

К уникальным божествам относятся: Адада – бог бурь. Своего центра не было, но почитали его во многих местах, это и семиты, хетты, хурриты, ассирийцы. Ашшур – бог города Ашшура, утвердившийся в пантеоне с момента возвышения этого города. Это божество наделили чертами повелителя вселенной, организатора космоса, назывался "отцом богов".

Богини месопотамского пантеона – это богини-матери, супруги богов (Баба, Мами), богиня подземного мира Эрешкигаль. Исключение составляла Иштар (шумер. – Инанна) из-за свойственной ей природы – с одной стороны она связана с планетой Венерой, а с другой стороны – обладала божественными качествами. Это была вооруженная богиня. В то же время она наделена свойствами, которые делали ее покровительницей плотской любви. Ее город – Урук. Первоначально она считалась дочерью Ану, затем его женой.

Вообще, отмечая особенности, характерные для месопотамского пантеона, необходимо отметить, что в нем мало заметны иноземные влияния.

Другие публикации:

Хиппи
Хи́ппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, - "понимающий, знающий" (hipster - старое название субкультуры поклонников бибопа) - философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США. Расцвет движени ...

Проблема возникновения культуры
Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особен ...

Особенности сценария документального телефильма
Драматургия – это очень важно. По основным принципам драматургии построено, по сути, всё, включая нашу жизнь. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка. За тысячи лет культурного развития человечество не придумало ничего новог ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы