Фольклор в творчестве Босха

Материалы » Творчество Иеронима Босха » Фольклор в творчестве Босха

Страница 1

Другой источник, влияние которого ясно прослеживается в работах Босха, - это бескрайняя, по сути лишенная пространственных границ, ибо она проникла буквально во все сферы средневековых знаний, область фольклора. Это особый поэтический мир сказок, легенд, пословиц, поговорок и выражений. Интерес к этой области не удивителен в эпоху, когда народная жизнь впервые становится предметом интересов ученых-гуманистов и церковных реформаторов. Интересы Босха лежат целиком в современной ему народной жизни. Пословицы, поговорки и народные выражения определяют замыслы некоторых его больших работ, они служат литературными аналогами к их содержанию; присутствуя в многочисленных изобразительных мотивах и деталях, они связывают это содержание с широкой сферой народных представлений. Имеется в виду прежде всего оформление праздничных зрелищ, театральных представлений и народных карнавалов – росписи балаганов, нравоучительные гравюры, маски, костюмы, живописные и скульптурные изображения чертей и святых, восточных мудрецов и нечистой силы, петрушек и обезьян, без которых не обходился ни один городской праздник. Изобразительная народная культура имело широкое распространение всего средневековья. Города жили тогда карнавальной жизнью до трех месяцев году. В ту жизнь были втянуты и религиозные общины. Так, одной из целей деятельности «Братство Богоматери» в Хертогенбосе, к которому принадлежал Босх, было устройство таких представлений, нравоучительных зрелищ, пантомим, среди которых – особым успехом пользовалось представление искушений Св. Антония, оформленное, очевидно, не без участия Босха. Впоследствии, уже после смерти художника, персонажи его алтаря с «Искушением Св. Антония», попавшего к тому времени в Лиссабон, служили образцами для театральных костюмов во время карнавала, устраиваемых в этом городе.

Буйная народная фантазия, не скованная церковными канонами, воплощаясь в причудливые образы монстров, адских страшилищ и заморских чудовищ, через отдушину карнавальной жизни средневековья проникло и в область официальной культуры. Её образы отвоевывали себе место рядом с религиозными изображениями и внутри канонических сюжетов в храмовой живописи и скульптуре, часто вызывая осуждение церковного богословия. В городском соборе Хертогенбоса, где и сейчас можно видеть росписи, созданные художниками из семьи ван Акен, высоко над землей, на коньках готических аркбутанов, безвестные мастера рядом с ангелами и собственными портретами изваяли фантастические фигурки монстров и химер. Даже этот весьма приблизительный перечень источников знаний Босха характеризует его как универсально образованного человека, как личность нового типа, не замкнутую в узкие рамки цеховой профессиональной деятельности, а открытую всем интересом, тревогам и сомнениям мира.

Хотя Босх не писал научных трактатов, видимо, ограничивая свою деятельность чисто художественным творчеством (во всяком случае, история не сохранила ни единого слова, вышедшего из-под его пера), по широте кругозора и интересов его с полным правом можно поставить в один ряд с такими гениями Возрождения, как Леонардо да Винчи или Микеланджело. Только в отличие от своих великих современников, устремлявших взор в будущее, в котором они видели осуществление идеала античной эпохи и ради этого идеала были готовы перечеркнуть все наследие непосредственно предшествующей им культуры, область универсальных интересов Босха лежит целиком в настоящем, уже чреватом будущим, но ещё связанном прочными нитями системой средневекового мировоззрения.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Виды готов
Наверное, самый сложный для описания элемент готической субкультуры, это внешний вид готов в целом - готы всегда приветствовали самые различные способы самовыражения, это привело к тому, что на готических фестивалях практически невозможно ...

Древнегреческая риторика. Софисты - учителя риторики
Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии. В античности живое слово имело очень большое значение: владение им было важнейшим способом достижения авторитета в обществе ...

Реализм
В начале столетия складывается реализм – вторая ведущая художественная система в искусстве XIX в., которая развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним. Писатель-романтик стремился расширить границы литературы, вн ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы