Русское искусство ХIХ в

Материалы » Теоретические основы культурологии » Русское искусство ХIХ в

Страница 5

Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» скульптора М. К. Аникушина). На рубеже 1960–1970-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В. П. Астафьева, Б. П. Можаева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления», А. М. Василевского «Дело всей жизни» и др.). Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в «Самиздате». Этим путем пришли к читателю впервые книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», А. Л. Платонова «Чевенгур», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. Развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования.

В дореволюционной России господствующее положение занимала православная церковь , являвшаяся частью государственного аппарата и возглавлявшаяся Синодом.

Положение религии и церкви в Советской стране было установлено декретом СНК РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви и определяется Конституцией СССР и др. законодательными актами. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви . Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Законы Советского Союза категорически запрещают какую бы то ни было дискриминацию верующих. Граждане могут обучать и обучаться религии только частным образом.

В результате глубоких социально-экономических преобразований, ликвидации эксплуататорских классов, победы социализма, развития научно-технической революции и общего роста уровня культуры большинство населения СССР освободилось от религиозных пережитков. Ослабло влияние религии на верующих, что выражается в угасании некоторых церквей , потере ими своих приверженцев, сокращении сети молитвенных домов и т. д.

На территории СССР существуют христианство, ислам, буддизм, а также некоторые мелкие церковные и вероисповедные группы

Наиболее распространённой среди верующих религией является христианство, которое имеет свыше 10 самостоятельных, независимых друг от друга церквей ; ряд исповеданий и множество сектантских групп (см. Сектантство).

Русская православная церковь - самая крупная религиозная организация, как в СССР, так и среди всех 15 автокефальных православных церквей мира. Старообрядчество исторически разделено на 3 самостоятельных течения: церковь белокриницкого согласия, возглавляемая архиепископом Московским и всея Руси; беглопоповского согласия, т. е. церковь, приемлющая священников, перешедших из греко-восточной (православной) церкви, возглавляется архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси; беспоповского толка, не признающая церковную иерархию, действует в различных районах страны самостоятельно, а в Литовской ССР объединяется Высшим старообрядческим советом. Грузинская православная церковь управляется католикосом-патриархом (с 1972 Давид V, резиденция в Тбилиси), под руководством которого функционирует духовная семинария в г. Мцхета.Армяно-григорианская церковь объединяет епархии и религиозные общества верующих армян, проживающих в СССР и за рубежом. Римско-католическая церковь имеет объединения различного типа. Евангелическо-лютеранская церковь (аугсбургского вероисповедания) действует в районах Прибалтики, имеет 3 независимых друг от друга центра-консистории

Церковь евангельских христиан-баптистов возглавляется Всесоюзным советом (резиденция в Москве), избираемым на съездах верующих.

В отдельных районах СССР действуют религиозные секты: последователи старых форм русского сектантства (духоборы, молокане, духовные скопцы), почти утратившие своё влияние и не получающие пополнения. Единых центров секты не имеют.Второй религией (после христианства) по численности своих последователей является ислам. Он имеет 2 направления: суннизм, распространённый преимущественно в республиках Средней Азии, Казахской ССР, Закавказье, автономных республиках Северного Кавказа, Поволжья и в ряде областей РСФСР, и шиизм (Азербайджанская ССР). Управление духовными делами мусульман осуществляют 4 независимых друг от друга религиозных центра - духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана; Европейской части СССР и Сибири; Северного Кавказа; Закавказья.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы