Ораторы Древнего Рима. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Материалы » Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима » Ораторы Древнего Рима. Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести.

Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

Другие публикации:

Живопись: традиции и новации
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно т ...

Народный костюм
Одежда великокняжеского времени отличалась богатством и торжественностью, в украшениях костюма стали появляться в большом количестве золото, золотые и серебряные изделия, покрытые чернью и эмалью. В то же время у простого народа сохраняет ...

Ретроспектива развития художественной самодеятельности
В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные. Но необходимость формирования "нового человека" - строителя коммунизма, поставила перед необходимост ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы