Истоки и обучение Босха

Материалы » Творчество Иеронима Босха » Истоки и обучение Босха

Страница 1

Точная дата рождения Босха не известна. Предполагают, что он родился около 1450 года, а начало его творчества исследователи относят к середине 70-х годов XV века.

В эпоху Высокого Ренессанса творчество Босха знаменуют возврат назад, обращение к морально-религиозной проблематике и символическому языку искусства средних веков, и в тоже время, не один из мастеров на севере Европы не выразил с такой полнотой красоту и богатства реальной действительности, так далеко не заглянул в будущее, как этот художник. Он стоит на грани великих эпох европейской культуры: средневековья и Ренессанса.

Настоящее его имя Иероним Антонисзон ван Акен, однако, некоторые картины художник подписывал «Босх», заимствовал это второе имя от места своего рождения, города Хертогенбоса в Северной Брабанте. Члены семейства ван Акен, возможно, выходцы из Ахена, известны в городе с VIII века. Дед Иеронима, Ян ван Акен (умер в 1454г.), был живописцем. Отец Босха, Антоний ван Акен (умер в 1478г.), трое из четверых дядей – Томас, Гуссен и Ян, и, наконец, его собственный брат Госсен упомянуты как художники. Мать была дочерью портного.

Поскольку ничего не известно о становлении Босха как художника, можно предполагать, что годы ученичества он провел в мастерской отца или одного из дядей, то есть в провинциальной атмосфере родного города, где ещё не вышла из моды поздняя готика. Таким образом, Босх с раннего детства приобщился к профессиональным художественно-ремесленным традициям, существовавшим в его семье. С другой стороны, пограничное положение Хертогенбоса облегчало связи как с центрами южного Брабанта, где явственно ощущался урок, преподанный великими мастерами фламандской школы Роббером Кампеном, Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом, так – и в особенности – с более «отсталой» Голландией, известной суровым реализмом и невесомыми фигурами Гертхена тот Синт Янса, ярко выраженной экспрессивности четкими контурами Мастера «Девы среди Дев» и утрехтской традицией миниатюры.

Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы – в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус – живописец» взял псевдоним, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего города – подобные случаи в Нидерландах были нередки.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. В 1478 году Босх женился на богатой патрицианке Алейд Гойартс ван Мерверме, девушке из местного рода, богатого и знатного. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В 1484г. он получил в наследство от родственников жены небольшое земельное владение в Оершоте, неподалеку от Хертогенбоса. Вероятно, он немало времени прожил там и, вдохновленный красотою природы, нередко изображал пейзажи этих мест.

Одновременно он стал членом религиозного общества «Братства Богородицы», возникшего в Хертогенбосе в 1318 году и включившего в себя как монархов, так и мирян. Братство, посвященное культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, довались разнообразные заказы – от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскерк или даже модели канделябра. В этой же капелле в соборе Св.Иоанна 9 августа 1516г. было совершено и отпевание живописец а, торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Новгородская София
Новгородская София возникла в 1045-1050гг. по своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим огромное пятинефное крестово-купольное сооружение, хоры, занимающие боковые нефы и западную стену, двухэтажные боковые г ...

Библиотечное дело в первой половине XIX века
В России усиливается разложение феодально-крепостнических отношений, силу набирают капиталистические идеи. Рост просвещения, печати и книжной торговли создает необходимые предпосылки для дальнейшего развития библиотечного дела. Распростра ...

Характерные особенности дворца
Характерная особенность облика Екатерининского дворца - большие, почти на всю высоту стен, часто поставленные окна, обрамленные фигурными барочными наличниками с рельефной выкруткой на лепных кронштейнах в верхней части, а также сложнопро ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы