Русское искусство ХIХ в

Материалы » Теоретические основы культурологии » Русское искусство ХIХ в

Страница 2

В россии сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической кульутры.

Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования - "собороность" - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.На этой почве развивается ощущение "внеземного" существования человека. Характерной чертой новой культуры выступает космологизм - элемент и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущеная необходимость времени, как выражение общего настроения. В философии этого периода космологизм оформляется теоретически - он присущ Соловьеву, Розанову, Лосскому. Космическая направленность положена в основу новых поисков русской поэзии (Брюсов, Белый, Блок), новых направлений русской живописи (Врубель) и русской музыки (Скрябин).

В переходные периоды закономерно возникают пессимистические настроения, крепнет чувство наступления конца мира. Последние десятилетия 19 века в России характеризуются глубоким разочарованием в путях истории, неверием в существование плодотворных исторических целей. Некоторые полагали, чтоожидаемый конец мира связан с предчувствием конца русской империи, русской государственности, почитавшихся священными В философии и публицистике, в художественной прозе и поэтических произведениях о приближающемся "веке-волкодаве" писали многократно.

Новый тип культуры формируется на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и далеких, и совсем близких лет. Казалось, за два десятилетия русская интеллигенция пытается решить вопросы, волновавшие ее веками, полностью использовав преимущества и недочета культуры предшествующего периода. На стыке культур находит предельное выражение характерная черта русской психологии - религиозность, включая, по словам Карсавина, "и воинствующий атеизм". Главным в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум. Поэтому в России ищут не просто новые ценности и новые иделы. Ищут ценности "вечные" - "абсолютное добро", "вечную и нетленную красоту", внеисторическую мудрость.

Критицизм, основанный на вере, вызвал к жизни специфическое отношение к культуре и цивилизации. К концу 19 века русское сознание ставит вопрос о цене культуры и даже, как замечает Бердяев, "о грехе культуры". С позитивистских позиций пытается осветить взаимосвязь культуры и цивилизации Петр Лавров в неоконченных "Исторических письмах". Цивилизация дает "условную ложь" человеческого существования, а идеалом его является "неприкрашенная правда". Разоблачение "возвышенной лжи" привело к формулировке мировоззренческого тезиса: "в природе больше истины и правды, больше божественного, чем в культуре".

Художественная культура "серебряного века"

Новый период отмечен такими гениальными произведениями "Воскресение" и "Живой труп" Толстого. Публикуются Короленко, Серафимович, Гагарин-Михайловский, Горький, Андреев, Бунин, Куприн, Вересаев. Начало 20 века - время расцвета русского театрального искусства, связанного с именами Станиславского, Шаляпина, Еромоловй. Музыкальное творчество Скрябина и Рахманинова определило развитие мировой культуры 20 века на многие есятилетия. Восприятие мира у художников становитсявсе более свободным, идет раскрепощение личности художника.

Многие русские писатели обратились к драматургии. На сцене молодого художественного театра ставятся пьесы Толстого, Чехова, Горького. Пользуюьтся успехом "Дети Ванюшина" Найденова, драмы Андреева, Юшкевича.

1917 г . для России стал революционным. Как бы ни оценивать период революций 1917 г ., невозможно отрицать их громадного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 г . контуры будущего советского строя были еще едва обозначены, особый международный статус России как "осажденной крепости" только намечался, задачи формирования "нового человека коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого", созревали пока только в головах революционных теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития отечественной культуры на протяжении многих десятилетий. Историческое предназначение любой революции - разрушить устаревший порядок и расчистить дорогу новым формам общественной жизни. Другое дело, что результаты революционного обновления часто оказываются весьма далекими от провозглашенных целей, поэтому отношение к революции в обществе и оценки историков со временем изменяются в зависимости от угла зрения и исторической дистанции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы