Культура 2-й половины 19 века – культура пореформенного времени

Материалы » Культурная и духовная жизнь русского общества в XIX веке » Культура 2-й половины 19 века – культура пореформенного времени

Буржуазные реформы середины 19 столетия были рубежом в социально-экономической жизни России и обозначили начало капиталистического периода в ее истории. Эти реформы оказали влияние на многие стороны общественной жизни, социальный и духовный облик населения. Отмена крепостного права сняла юридические препоны для свободного передвижения населения, более интенсивно стало развиваться отходничество и, усиливая экономические связи между городом и деревней, втягивало массы крестьянства в водоворот общественной жизни. Эти факторы способствовали углублению культурных интеграционных процессов в обществе, что способствовало расширению культурного пространства, общественно-культурной среды.

После отмены крепостного права общество искало пути перестройки всех систем, и в связи с этим появилась необходимость более активного включения массы вчерашних крепостных в сферу профессиональной культуры. Школа, распространение грамотности становились приоритетными факторами в культурном развитии общества. Была создана народная школа, появилась система технических училищ, в том числе отраслевые высшее учебные заведения, учительские семинарии. В это время существовали многочисленные культурно-просветительные и научные учреждения музеи, библиотеки, научные общества, художественные и промышленные выставки и т.д.

В России впервые создавались предпосылки становления основ гражданского общества, сферы реализации различных интересов, не связанных с деятельностью государства. Однако в силу непродолжительного существования в России капитализма как социально-экономической системы и сохранения влияния государства на жизнь пореформенного общества в различных сферах его жизни многие из этих предпосылок не могли получить и не получили полного развития. Характерной чертой социокультурной ситуации всего пореформенного времени была инициатива и активное участие общественности во многих культурных начинаниях.

Другие публикации:

Развитие кинопроизводства
Жорж Мельес – создатель кинематографического зрелища. Жорж Мельес (1861 - 1938) получил техническое образование, но еще с юных лет испытывал особое влечение к искусству. Он был неплохим рисовальщиком и забросив основную специальность раб ...

Хай-тек в жилищном интерьере
Вообще-то хай-тек в жилых интерьерах в чистом виде встречается довольно редко, гораздо чаще он используется в комбинациях с другими стилями, начиная от «этники» и заканчивая неоклассикой. Создание такого интерьера становится даже необходи ...

Искусство XX века: традиции и новаторство
Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру картину, которая могла совпадать с миром только в конечном ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы