Античное искусство

Материалы » Классическая культура античности » Античное искусство

Страница 4

В «Мухах» Сартр затрагивает христианскую идею вины. Все жители Аргоса, живущие под властью царя-убийцы, чувствуют глубочайшую вину, но не находят в себе силы свергнуть Эгисфа. Каждый год они устраивают праздник мертвых – люди верят, что из глубокой пещеры души всех мертвых возвращаются на землю, чтобы напомнить живым о смерти. Горожане ощущают страшную вину за то, что смеют жить в то время, как их предки почили в могилу. Орест пытается доказать жителям Аргоса, что им не в чем себя винить, но Юпитер, верховный бог, мешает ему. Темному богу нравится, что люди помнят о дыхании смерти, он наслаждается их нескончаемой виной. Эгисф просит даровать ему покой, он устал править полумертвым городом, но Юпитер говорит, что ему нравится покаяние. Он – аллюзия на интерпретацию Бога христианской церковью. Покаяние – вот удел земного человека. «Сила перед Богом - это бессилие, деньги - прах. Чем больше ты (или твой народ) гордишься собой, тем больше теряешь в вечности. Вспомните, что стало с "Вечным Римом" или "Великой Германией". Максим Исповедник сказал: подлинно твоё - то, что ты отдал» [1]. Наконец, Орест мстит за смерть отца, но ему нет прощения: Аполлон не защитит его от терзаний совести:

Как мухи, мы облепили твое гнилое сердце,

Сердце гнилое, кровоточащее, лакомое.

Как пчелы, сберем гной и сукровицу твоего сердца.

Не бойся, мы превратим их в мед, в прекрасный зеленый мед.

Ненависть слаще нашему лону, чем любая любовь.

Бзз, бзз, бзз, бзз.

И хотя Сартр осмыслил трагедию через призму постмодерна, конец заставляет задуматься о вечных христианских ценностях. Пусть Юпитер представлен, как тиран и кровавое божество, бугагашенька, мотив вечного покаяния и всепрощения сильнее выражает Творца, чем верховный бог.

3. Античная философия

Что же можно сказать об античной системе ценностей? Если в христианстве превыше всего ценится любовь, вера, надежда, самоотречение, жертвенность, кротость, то какова же система нравственных ценностей у античного человека? Здесь уместно поговорить об античной философии. Она подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Периодизация по смене основных проблем:

1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

О натурфилософии, как, впрочем, и о Платоне, я упоминала в первой главе. Натурфилософы были слишком заняты спорами о мироустройстве, чтобы обращать внимание на духовную жизнь человека. В классический период идеалом стали красота и знание. Главные добродетели по Сократу – это умеренность (знание меры), мужество (знание преодоления), мудрость (знание добра и зла) и справедливость. Сократ считал, что истинно свободный человек умеет управлять своими страстями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Аристотель и его риторика
Достижения греческого ораторского искусства были обобщены и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Это он сделал в своей «Риторике», состоящей из трех книг. В первой книге рассматривается место ...

Социальные и социокультурные функции современного музея, как основы взаимодействия музея и общества
Музей развивает присущую ему удивительную способность: концентрация в его стенах исторических и культурных памятников приводит к качественному изменению социокультурной среды местности, в которой он возник. Главная проблема у музеев обще ...

Захаров
Крупнейшим представителем русской архитектуры начала 19 в. был Андреян Дмитриевич Захаров (1761—1811), воспитанник Петербургской Академии художеств, впоследствии руководитель архитектурного класса Академии. Захаров был автором многочислен ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы