Античное искусство

Материалы » Классическая культура античности » Античное искусство

Страница 2

Гомер выстраивает свою эпопею согласно космической гармонии: число песен соответствует количеству букв в греческом алфавите, песни расположены симметрично, то есть первой вторит последняя, второй – предпоследняя и так далее. Космос един, поэтому боги также ведут сражение, они не могут остаться в стороне. Из-за злого рока погибает быстроногий Ахиллес, а Улисс в «Одиссеи» десять лет не может вернуться домой.

В силу особенностей древнегреческого художественного мышления, «вне времени и пространства», античное искусство антиисторично. Древние греки не учитывали фактор времени, что вполне согласовывалось с их мироощущением и представлениями мира как замкнутого и неподвижного целого. Когда персы разрушили Акрополь, афиняне, решив отстроить его заново, сбросили вниз все, что осталось, включая даже целые, непострадавшие фрагменты. Судя по всему, они перестали их воспринимать как произведения искусства, хотя те имели магическое, культовое значение. Так, сохранились знаменитые архаические «коры» (от греч. kora - девушка), замурованные в качестве простых камней в основание стен нового Афинского Акрополя.

Вместе с тем, античная скульптура принципиально геометрична. Б. Фармаковский отмечал, что «греческое искусство всегда до известной степени - искусство геометрическое . античная классическая скульптура - это высшая стадия развития геометрического стиля, присущего грекам еще с архаических времен. Греческое искусство выросло из геометрического стиля, и по своей сути этот стиль никогда не менялся». Геометризм скульптуры, основанный на точном расчете и модульности пропорций, получил нормативное выражение в знаменитом «Каноне» Поликлета из Аргоса (432 г. до н. э.). Таким образом, греки стремились к идеалу. Как Эвклид с помощью чисел пытался услышать музыку небесных сфер, так и античные скульпторы с помощью геометрии старались создать идеальную модель человека. Культ телесности был свойственен античному миру. Скульптурные изображения богов не несли никакой дополнительной смысловой нагрузки. Знак, символ есть единство конечного и бесконечного, то есть конечным символом, например, крестом, мы обозначаем бесконечные страдания Христа во имя всего человечества [3]. Можно сказать, что греческая скульптура символизировала стройный порядок Космоса, но не более того. Здесь можно вспомнить историю статуи Афродиты Книдской. Это первое изображение богини в обнаженном виде. Более того, во время работы над ней Пракситель сотрудничал с натурщицей, известной гетерой Фриной. Это было кощунством. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Защитником был знаменитый оратор Гиперид. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдёрнул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса, либо одежды сбросила сама по знаку защитника). Красота женщины произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Скульптурные портреты появились в Древнем Риме. Там искусство стало более персонифицированным. Римляне уже не хотели передать идеальный образ, а наделить статую чертами реальных деятелей. Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета [4].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие публикации:

Библиотечное дело в XVIII веке
В XVIII веке Россия вступила в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Страна нуждалась в интенсивном росте производительных сил, развитии просвещения, науки и техники. Начало решению этих задач было положен ...

Составление экспозиции выставки фоторабот
Подбор фотографии, которая хорошо впишется в интерьер, начинается с выбора цветовой гаммы фотоработы. Для того чтобы усилить ощущение стабильности и уравновешенности, производимое интерьером, следует обратить внимание на фотографии, цвета ...

В.Э. Мейерхольд – традиции - авангард
В мощном потоке театральных исканий 20-го столетия видную роль играл российский сценический авангардизм. Авангардизм в данном случае рассматривается как одна из составляющих модернизма, увлекшего значительные круги художественной интеллиг ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы