Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность

Материалы » Природа – Общество - Культура » Человек как субъект культурного процесса; среда обитания, формирующая человеческую сущность

Человек, как разумное существо живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого или природная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но для человека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она существует там, где есть человек. Слишком много природы – и мы превращаемся в животных, слишком много цивилизации – и начинает сокращаться и усыхать наша плоть. На протяжении многих тысячелетий человек творил, создавал путем познания определенную среду. И этот культурный процесс бесконечен, он замкнутый.

В представлении первобытного человека о мире отразилось, прежде всего, его отношение к природе, стихии, которые противостояли человеку и его освоенному пространству. Дикие животные стали объектом поклонения.

Природе противостоял сам человек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось каннибализмом. Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом. Память о первобытной жизни сохранилась в некоторых современных представлениях и обрядах.

Тот мир, в котором живут сегодня люди, - результат преобразования ими природы. Растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, адаптируя себя, свое тело к новым условиям. И только человек, изменив тем самым тип эволюции, стал преобразовывать природу, изменяя ее по своим нуждам. Человек заставляет одни тела природы воздействовать на другие, извлекая из такого взаимодействия пользу для себя. А это означает, что в мире культуры действуют такие же природные законы, но в таких условиях, когда они поставлены на службу человеку и управляются им.

Человек универсален в силу многообразия способностей и по характеру своей деятельности. Это значит, что человек способен преобразовывать мир, исходя не только из своих потребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальная мера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другого существа. Всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем значительнее это открытие, тем активнее его будут осваивать, а значит превращать в традицию.

Уже в глубокой древности человек научился «управлять» огнем, в результате чего появились домашние очаги, затем спички, зажигалки и т.п. Каждый современный человек с зажигалкой в кармане – хозяин «управляемого» пожара. А огонек зажигалки – это окультуренная сила огня, или огонь, превращенный в элемент культуры. В результате человек может использовать укрощенную силу огня самым необычным способом, какого не встретишь в природе. Огнем не только освещают путь, обогреваются и обрабатывают пищу. Человек превратил огонь в предмет религиозного культа, и тогда с ним стали совершать магические действия, поклоняться ему и воспевать в произведениях искусства.

Любое техническое устройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования в искусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия переходит в механическое движение, за счет этого движется паровоз, плывет пароход и делаются другие полезные дела.

В деятельности человека присутствует стремление очистить природу от случайного и второстепенного, выделить основные качества. Те, кто делают мебель, строят дома, разбивают парки, исходят из правильных геометрических форм, таких как окружность, треугольник, квадрат и т.п. В этой упорядоченности и есть существенное отличие среды обитания человека от дикой природы. То есть не только обучение, но и разумно организованная среда обитания формирует у человека чувство меры и гармонии.

Итак, границы мира культуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, все глубже проникает в ее строение и вовлекает эти уровни природного бытия в создание технических устройств.

Другие публикации:

Религия древних египтян
Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анибус с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма ...

Процесс и проблемы корреляции
Влияние друг на друга в творческом плане проявилось достаточно скоро, но было временным. В письме брату Тео Ван Гог ещё до приезда Гогена в Арль пишет: "Я завершил, как мог, всё, что начал, мне страшно хочется показать ему что-то нов ...

Иероглифическое письмо
Иероглифическое— письмо, использующее иероглифы, знаки, каждый из которых обозначает отдельную лексическую единицу (морфему, слово). Иероглифическое письмо непосредственно передает план содержания лингвистических единиц. Является одним из ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы