Человек, как разумное существо живет в двух средах. Первичная – необходимая для всего живого или природная (воздух, солнце). Природная среда существует помимо человека, но для человека разумного нужна еще и другая среда – культурная, она существует там, где есть человек. Слишком много природы – и мы превращаемся в животных, слишком много цивилизации – и начинает сокращаться и усыхать наша плоть. На протяжении многих тысячелетий человек творил, создавал путем познания определенную среду. И этот культурный процесс бесконечен, он замкнутый.
В представлении первобытного человека о мире отразилось, прежде всего, его отношение к природе, стихии, которые противостояли человеку и его освоенному пространству. Дикие животные стали объектом поклонения.
Природе противостоял сам человек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось каннибализмом. Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом. Память о первобытной жизни сохранилась в некоторых современных представлениях и обрядах.
Тот мир, в котором живут сегодня люди, - результат преобразования ими природы. Растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, адаптируя себя, свое тело к новым условиям. И только человек, изменив тем самым тип эволюции, стал преобразовывать природу, изменяя ее по своим нуждам. Человек заставляет одни тела природы воздействовать на другие, извлекая из такого взаимодействия пользу для себя. А это означает, что в мире культуры действуют такие же природные законы, но в таких условиях, когда они поставлены на службу человеку и управляются им.
Человек универсален в силу многообразия способностей и по характеру своей деятельности. Это значит, что человек способен преобразовывать мир, исходя не только из своих потребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальная мера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другого существа. Всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем значительнее это открытие, тем активнее его будут осваивать, а значит превращать в традицию.
Уже в глубокой древности человек научился «управлять» огнем, в результате чего появились домашние очаги, затем спички, зажигалки и т.п. Каждый современный человек с зажигалкой в кармане – хозяин «управляемого» пожара. А огонек зажигалки – это окультуренная сила огня, или огонь, превращенный в элемент культуры. В результате человек может использовать укрощенную силу огня самым необычным способом, какого не встретишь в природе. Огнем не только освещают путь, обогреваются и обрабатывают пищу. Человек превратил огонь в предмет религиозного культа, и тогда с ним стали совершать магические действия, поклоняться ему и воспевать в произведениях искусства.
Любое техническое устройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования в искусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия переходит в механическое движение, за счет этого движется паровоз, плывет пароход и делаются другие полезные дела.
В деятельности человека присутствует стремление очистить природу от случайного и второстепенного, выделить основные качества. Те, кто делают мебель, строят дома, разбивают парки, исходят из правильных геометрических форм, таких как окружность, треугольник, квадрат и т.п. В этой упорядоченности и есть существенное отличие среды обитания человека от дикой природы. То есть не только обучение, но и разумно организованная среда обитания формирует у человека чувство меры и гармонии.
Итак, границы мира культуры подвижны, поскольку человечество все активнее преобразует природу, все глубже проникает в ее строение и вовлекает эти уровни природного бытия в создание технических устройств.
Другие публикации:
Религия древних египтян
Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анибус с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма ...
Процесс и проблемы корреляции
Влияние друг на друга в творческом плане проявилось достаточно скоро, но было временным. В письме брату Тео Ван Гог ещё до приезда Гогена в Арль пишет: "Я завершил, как мог, всё, что начал, мне страшно хочется показать ему что-то нов ...
Иероглифическое письмо
Иероглифическое— письмо, использующее иероглифы, знаки, каждый из которых обозначает отдельную лексическую единицу (морфему, слово). Иероглифическое письмо непосредственно передает план содержания лингвистических единиц. Является одним из ...