Художественное самодеятельное творчество Беларуси: состояние, проблемы, перспективы

Материалы » Сущность и специфика самодеятельного художественного творчества » Художественное самодеятельное творчество Беларуси: состояние, проблемы, перспективы

Страница 2

Наблюдается разная динамика развития сельской и городской художественной самодеятельности. В городе ситуация выглядит более приятно. Происходят определенные изменения в жанровой структуре клубной самодеятельности. Идея национально-культурного возрождения всколыхнула творческую энергию народного искусства: увеличился интерес к фольклору, к народным традициям, сценическим костюмам, поиску и созданию нового репертуара. Появились нетрадиционные для самодеятельности фольклорные группы несценической ориентации, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии и др.

Развитие средств массовой информации, повышение уровня образования, процессы урбанизации несколько снизили значение культурно-просветительной функции самодеятельности. Но в масштабах общества все большее значение приобретают такие функции самодеятельности, как развитие художественных способностей, формирование определенных качеств личности, даже ее коррекция. Таким образом, народное творчество сегодня более ориентировано на личность. Установка на самореализацию, самоорганизацию, на отношения с единомышленниками - это и есть современная функциональная нагрузка, приходящаяся на самодеятельность.

Не менее важной функцией самодеятельного творчества социального плана в последнее время стала организация свободного времени и быта различных групп населения. Стала актуальной проблема: как сделать отдых разнообразным, как использовать для этого имеющийся культурно-массовый материал, сделать быт эстетически привлекательным, оформленным по художественным канонам и с участием собственного творчества. Сейчас идет процесс взаимного обогащения, соревнования различных видов художественного творчества, форм их реализации, борьба за "своего" участника и т.д.

Очень важно своевременно увидеть и использовать возможности, заложенные в природе различных видов искусства и организационно-творческих форм любительской деятельности, поставить их на службу эстетического и морального воспитания детей и молодежи, других категорий населения. На практике до сих пор встречается "ностальгическое" настроение: стремление сохранять и развивать прежде всего традиционные, давно "освоенные" виды исполнительской самодеятельности. Вся структура самодеятельного художественного творчества сегодня усложняется, и задача органов и учреждений культуры - определить свою роль и свое место в этих процессах.

Художественно-эстетические ценности выступают как часть духовной культуры народа, призванные удовлетворить и возвысить разнообразные потребности человека. Базой развития духовной культуры с незапамятных времён является художественная самодеятельность.

Пристальное внимание учёных к художественной самодеятельности народа как к этнокультурному явлению стало наблюдаться с ХIХ века. Однако активное развитие художественной самодеятельности относится ко второму десятилетию ХХ века.

В развитии художественной самодеятельности можно выделить несколько этапов.

Первый этап (1917-932 гг.). В этот период развитие самодеятельности имело свои особенности. Проходило переосмысление дореволюционного любительского творчества, движение к новым его формам, обогащение их содержания; шёл поиск новых методов работы. Ведущими музыкальными жанрами в самодеятельном творчестве были духовые и народные оркестры, народные и академические хоры.

Второй этап (1933-1960 гг.). В развитии самодеятельного творчества произошли коренные изменения: сформировалась система государственного и общественного руководства самодеятельностью, подготовки кадров. С появлением крупной промышленности началось бурное строительство базовых домов и дворцов культуры, где в художественных коллективах занимались тысячи рабочих и служащих, изменились материальные условия деятельности кружков.

Третий этап (1960-1991). Произошёл качественный рост исполнительского уровня самодеятельных коллективов, множество творческих объединений получили звание "Народный". Выросло количество участников, занимающихся любительским творчеством. Появились новые жанры самодеятельного искусства - авторская пеня, вокально-инструментальные ансамбли, студии вокального академического пения. В 1977 и 1987 гг. были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества.

Четвёртый этап (с 1991 года по настоящее время). Наметился кризис в самодеятельном творчестве, связанный с изменением государственного и общественного строя в нашей стране. Многие производственные коллективы, имеющие дома и дворы культуры, отказываются от их финансирования (в том числе и материальной поддержки творческих коллективов) из-за сложностей, связанных с переходом на новые формы управления.

Страницы: 1 2 3 4

Другие публикации:

Зарождение самодеятельного художественного творчества в недрах народной художественной культуры
С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого. "Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. В нём находят отражение социальные и эстетические ...

Готическая субкультура в России
Музыкальные критики говорят, что готика в России зародилась ещё в творчестве таких монстров русского рока, как Кино, Агата Кристи, Наутилус Помпилиус, Алиса. Но честно говоря, тогда ещё в советском государстве и знать не знали о таком муз ...

Культура Просвещения
Рассматривая культуру эпохи Просвещения, необходимо показать становление просветительского движения в европейских странах, при этом отметить, что оно было связано со становлением буржуазных экономических отношений, обусловивших основные д ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы