Модернизм в театре и кино

Материалы » Культура XX века » Модернизм в театре и кино

Один из идеологов модернизма французский философ Жак Лакан (1901-1981) считал, что причиной многих неврозов, психозов и других нарушений, представляющих угрозу для душевной жизни человека, являются "театральные эффекты человеческого я". Будучи вовлеченным в процесс идентификации (поиска собственного реального "я"), человек подвергает себя искушению игрой, меняя маски. Модернистский театр отражал эту трагедийность человеческой расколотости, зыбкости "я", показывая абсурдность мира и, одновременно, выполнял своеобразную терапевтически-катарсическую функцию высвобождения человеческой психики от самозамкнутости в дебрях одиночества.

Трагедийный театр. Реализация в сценическом пространстве не конкретного произведения драматурга, а всего его творчества, воспринимая его как целостный мир взаимодействующих образов и взаимосвязанных коллизий.

Представитель: английский режиссер-реформатор Гордон Крэг.

Эпический театр. Создает систему новых взаимоотношений, основанную на веселой относительности и нравоучительной безнравственности, циничной свободе общения актера с образом.

Представитель: немецкий драматург и режиссер Бертольд Брехт (1898-1956) – основатель театра "Берлинский ансамбль".

Театр социальной маски. Театральная маска выражает определенный социальный тип, без индивидуальных черт. Например, каждый персонаж в спектаклях В. Мейерхольда ("Клоп", "Лес", "Дама с камелиями" и др.) был обращен лицом в зрительный зал и самостоятельно докладывал о себе в аудитории. Отношения между людьми ослаблены, конфликты затушеваны.

Представитель: русский режиссер-экспериментатор Всеволод Мейерхольд (1874-1940).

"Театр жестокости". Театр пытались вернуть к древней форме ритуального святилища, где зритель может приобщиться к первоначальным, "космическим" стихиям жизненности, впадая в "трансцендентный транс".

Представитель: Антонен Арто (1896-1948) .

Другие публикации:

Художественная самодеятельность: определение и признаки
Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотогр ...

Актриса театра
Кнебель стала актрисой, повинуясь внутреннему голосу, желание было сильнее её. Но ни на день и ни на час не забывала она о жестоком приговоре отца, бывшего для нее непререкаемым авторитетом, что с такой внешностью на сцене делать нечего. ...

Многообразие моделей концертно-зрелищных программ: общее и особенное
Необходимым этапом в изучении особенностей технологии концертно-зрелищных программ необходимо обратиться к истокам таких понятий как «зрелищность», «концерт», «шоу», которые позволят проследить эволюцию концертно-зрелищных программ с моме ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы