Гомеровская греция XI-IX ВВ. до н. э

Материалы » Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции » Гомеровская греция XI-IX ВВ. до н. э

В условиях родовых отношений греческое общество находилось около трех веков (ХI-IX вв. до н. э.). Основным источником, по данным которого можно восстановить картину жизни греков в эти столетия, являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые легендарному слепому сказителю Гомеру. На этом основании весь период ХI-IX вв. до н. э. получил название гомеровского. Описание Гомера показывает, что население проживало в сельских поселениях и не имело представления о городах. Главным занятием людей являлось земледелие, виноградарство и оливководство имели второстепенное значение. Более важную роль играло свиноводство. Ремесленники ходили по деревням в поисках работы, их услуги были мало востребованы населением.

Упоминаний о торговой деятельности очень немного. Гомеровские греки практически ничего не знали о других странах и жадно расспрашивали о них у случайных иностранцев, оказавшихся среди них. Каждая семья жила своим нехитрым натуральным хозяйством.

Быт даже верхушки гомеровского общества близок к быту рядового члена местного коллектива. Гомер упоминает и о рабах, работающих в домах басилеев, но рабов было немного и их бытовое положение в доме довольно близко к положению хозяина. Ничего не известно Гомеру и о существовании государственного бюрократического аппарата, централизованной власти царя, областных начальниках, налоговом обложении. Гомеровская Греция делилась на мелкие племенные образования, которые управлялись авторитетными в народе вождями. В случае внешней опасности они собирали ополчение племенной верхушки, поскольку какого-либо особого военного отряда, отличного от общего ополчения, не существовало. Иначе говоря, признаков государства как особого института в гомеровских поэмах не просматривается.

В структуре гомеровского общества важную роль играют институты родового строя: филы и фратрии. По филам и фратриям строится общинное ополчение, народ сходится на народное собрание для обсуждения важных вопросов. Человек, не при надлежащий к какой-либо фратрии или роду, считался изгоем, и исключался из общественной жизни. Продолжал существовать жестокий институт родового строя - кровная месть.

Другие публикации:

Рождение искусства танца
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, ...

«Любовь к Отечеству» на сцене
К началу XIX века петербургский балетный театр обладал уже отличной, профессионально слаженной труппой, где русские талантливые танцовщики-актеры не только соперничали с иноземными, но во многих случаях и значительно превосходили их. В эт ...

Разнообразие камней
Художественная убедительность, красота каменных скульптур зависит от удачного подбора наиболее подходящего по текстуре и расцветке камня. Из селенита, с его слоистым строением, шелковистой фактурой и как бы светящейся медово-желтой золоти ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы