Гомеровская греция XI-IX ВВ. до н. э

Материалы » Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции » Гомеровская греция XI-IX ВВ. до н. э

В условиях родовых отношений греческое общество находилось около трех веков (ХI-IX вв. до н. э.). Основным источником, по данным которого можно восстановить картину жизни греков в эти столетия, являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые легендарному слепому сказителю Гомеру. На этом основании весь период ХI-IX вв. до н. э. получил название гомеровского. Описание Гомера показывает, что население проживало в сельских поселениях и не имело представления о городах. Главным занятием людей являлось земледелие, виноградарство и оливководство имели второстепенное значение. Более важную роль играло свиноводство. Ремесленники ходили по деревням в поисках работы, их услуги были мало востребованы населением.

Упоминаний о торговой деятельности очень немного. Гомеровские греки практически ничего не знали о других странах и жадно расспрашивали о них у случайных иностранцев, оказавшихся среди них. Каждая семья жила своим нехитрым натуральным хозяйством.

Быт даже верхушки гомеровского общества близок к быту рядового члена местного коллектива. Гомер упоминает и о рабах, работающих в домах басилеев, но рабов было немного и их бытовое положение в доме довольно близко к положению хозяина. Ничего не известно Гомеру и о существовании государственного бюрократического аппарата, централизованной власти царя, областных начальниках, налоговом обложении. Гомеровская Греция делилась на мелкие племенные образования, которые управлялись авторитетными в народе вождями. В случае внешней опасности они собирали ополчение племенной верхушки, поскольку какого-либо особого военного отряда, отличного от общего ополчения, не существовало. Иначе говоря, признаков государства как особого института в гомеровских поэмах не просматривается.

В структуре гомеровского общества важную роль играют институты родового строя: филы и фратрии. По филам и фратриям строится общинное ополчение, народ сходится на народное собрание для обсуждения важных вопросов. Человек, не при надлежащий к какой-либо фратрии или роду, считался изгоем, и исключался из общественной жизни. Продолжал существовать жестокий институт родового строя - кровная месть.

Другие публикации:

Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня
Обычными широко распространенными изделиями из твердого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовленные сериями по нескол ...

Литература
Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им. В литературе XVII в. ут ...

Христианство – основа средневековой западноевропейской культуры
Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна, одно несомненно — вся культурная жизнь Средневековой Евр ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы