В условиях родовых отношений греческое общество находилось около трех веков (ХI-IX вв. до н. э.). Основным источником, по данным которого можно восстановить картину жизни греков в эти столетия, являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые легендарному слепому сказителю Гомеру. На этом основании весь период ХI-IX вв. до н. э. получил название гомеровского. Описание Гомера показывает, что население проживало в сельских поселениях и не имело представления о городах. Главным занятием людей являлось земледелие, виноградарство и оливководство имели второстепенное значение. Более важную роль играло свиноводство. Ремесленники ходили по деревням в поисках работы, их услуги были мало востребованы населением.
Упоминаний о торговой деятельности очень немного. Гомеровские греки практически ничего не знали о других странах и жадно расспрашивали о них у случайных иностранцев, оказавшихся среди них. Каждая семья жила своим нехитрым натуральным хозяйством.
Быт даже верхушки гомеровского общества близок к быту рядового члена местного коллектива. Гомер упоминает и о рабах, работающих в домах басилеев, но рабов было немного и их бытовое положение в доме довольно близко к положению хозяина. Ничего не известно Гомеру и о существовании государственного бюрократического аппарата, централизованной власти царя, областных начальниках, налоговом обложении. Гомеровская Греция делилась на мелкие племенные образования, которые управлялись авторитетными в народе вождями. В случае внешней опасности они собирали ополчение племенной верхушки, поскольку какого-либо особого военного отряда, отличного от общего ополчения, не существовало. Иначе говоря, признаков государства как особого института в гомеровских поэмах не просматривается.
В структуре гомеровского общества важную роль играют институты родового строя: филы и фратрии. По филам и фратриям строится общинное ополчение, народ сходится на народное собрание для обсуждения важных вопросов. Человек, не при надлежащий к какой-либо фратрии или роду, считался изгоем, и исключался из общественной жизни. Продолжал существовать жестокий институт родового строя - кровная месть.
Другие публикации:
История бразильского Карнавала
С течением времени, карнавал в Рио постепенно менялся. В последние десятилетия так называемый "уличный карнавал" сильно сократился, а все карнавальное действие свелось почти полностью к параду школ самбы и к большим карнавальным ...
Внутренняя структура образа: различные концепции
Рассмотрим различные точки зрения на внутреннюю структуру художественного образа.
Поскольку образ есть диалектическое единство формы и содержания, его можно идентифицировать как художественную мысль. В свою очередь, художественная мысль ...
Мировая культура ХХ в.:
демократизация и коммерциализация духовной жизни; массовая культура
В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том — что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об ...