Особенности сценария документального телефильма

Материалы » Особенности сценария документального телефильма

Страница 3

И, наконец, в сценарии необходимо продумать ритм и композицию. Разумеется, это можно делать и при монтаже, но тогда будет непонятно, сколько материала снимать, и насколько он должен быть динамичным. Простая ситуация: мы с оператором снимаем виды города. Если первоначальный сценарий подразумевает задумчивое черно-белое документальное кино, то планы будут длинными, если в кадр заехала машина, она будет долго и мучительно из него выбираться, люди будут вдумчиво идти… Если же я снимаю в своем обычном стиле, то есть подразумевая быстрый монтаж, то и планы будут сниматься соответственно короткие. Если фильм будет строиться на сопоставлении двух героев или ситуаций, то в итоге должны получиться равные части. При съемках это также надо учитывать. Однажды у меня вышло так, что одних героев мы снимали 2 часа, а другой героине на кассете было уделено от силы минут двадцать. Конечно, при монтаже эти части уравновесились, но в одном случае материал пришлось натягивать, а во втором – выбрасывать. Кстати, насчет выбрасывать: при написании сценария черновик желательно сократить в 2 раза. При монтаже – еще в 2. Только тогда может получиться действительно насыщенный фильм. Жалко, а что делать?

«Главное в сценарии — это: 1) структура, 2) структура, 3) структура», - Уолтер. Любое произведение состоит из трех частей: первой, второй и третей. Кажется, просто, а справляются немногие. «С чего начать? Чем закончить? Что делать с серединой?!» - с такими паническими вопросами сталкивается автор при написании сценария. Даже если вы придумали гениальную завязку и не менее гениальный финал, следует помнить о том, что середине также стоит быть гениальной, тем более что она занимает большую часть фильма. В первой части помещают экспозицию и завязку, во второй находятся перипетии и кульминация, в третьей – развязка. В принципе, если помнить о коллизиях, в которых существует конфликт, о движении от счастья к несчастью и от несчастья к счастью, о постоянном разжигании интереса зрителя, о дозированности информации, о саспенсе, то вторая часть не будет проблемой. Важно правильно начать историю, чтобы не раскрыть суть конфликта сразу или не потерять зрителя из-за медленно развивающегося действия. Идеальным примером мне, как ни странно, кажется мультсериал «Симпсоны». Каждая серия начинается с какого-то события, которое влечет за собой совершенно неожиданную завязку. Таким образом, в начале нет никакой надежды на то, чтобы предугадать не только конец, но и основной конфликт.

Вряд ли кто-нибудь может ответить на вопрос, как выглядит идеальный сценарий. И даже если кто-то знает, написать такой вряд ли возможно. Можно долго разбираться в теории, выстраивать графики, проводить социологические исследования, но вопрос заключается только в том, есть у автора талант или нет. Гении сами создают каноны, а потом в них работают. Как писал Цвик: «Умеешь – делай, не умеешь - учись». Талантливый человек понимает законы написания сценария на интуитивном уровне, теория нужна для закрепления навыков.

Что же делать рядовым ремесленникам? Допустим, пишу я сценарий. Придумала историю, с трудом, но сформулировала конфликт, нашла героев, набросала вопросы, темы, на которые буду с ними говорить. Потом продумала средства выразительности. Перечитала, выбросила, снова все придумала. Сократила лишнее. Во время съемок еще два раза переделала сценарий. На монтаже что-то доработала, и, наконец, получила свое гениальное кино на DVD. Показала родителям, мастеру, все похвалили, но пересматривать никто не стал. Спустя неделю я сама поняла, что репортаж так себе. Значит, нужно было работать больше. Теоретическая часть не сможет сделать кино талантливым, но вполне вероятно, что фильм будет хорошим. Телевидению больше требуются ремесленники, чем звезды. Хороший ремесленник стоит даже больше, чем плохая звезда. Поэтому надо взять себя в руки и написать сценарий. По всем законам драматургии. Желательно, создать несколько версий. Расчленить и заново сочленить все элементы. В конце концов, Сальери был гораздо популярнее Моцарта.

Страницы: 1 2 3 

Другие публикации:

Общая характеристика и периодизация эпохи Возрождения
В своём развитии европейское Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) прошло ряд исторических этапов: 1) Проторенессанс – XIII-начало XIV в. ; 2) Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) с сер. XIV по XV в.; 3) Высокий Ренесс ...

Распространение граффити культуры
В 1979 году арт-дилер Клаудио Бруни предоставил граффити-художникам Ли Киньонесу и Fab 5 Freddy галерею в Риме. Для многих райтеров, работающих за пределами Нью-Йорка, это было первым знакомством с традиционными формами искусства. Дружеск ...

Музыка ХХ века в России
Музыка - искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства. Исполнение таких произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений. (Словарь Ожегова). В ру ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы