Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Материалы » Особенности древнеегипетской культуры » Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Страница 2

Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц для фараонов. Каждая из них посвящена определенному фараону, но чем объяснить их огромность, их подавляющее величие? Явно не тем, что в них расположено множество комнат, необходимых для захоронения фараона. Как раз наоборот, помещений внутри усыпальниц очень мало.

Они представляют собой почти сплошной камень, рассчитанный, прежде всего на внешнее восприятие. Пирамиды, особенно для древнего человека, производили впечатление подавляющей мощи и величия, не сопоставимого и не соотнесенного с человеком, а стало быть, сверхчеловеческого. Сверхчеловеческое, по сути дела и есть нечто божественное, сакральное и весь вопрос состоит в том, почему в древневосточных культурах с их монументализмом сакральная реальность начинает обнаруживаться не только в ритуале, но и внешне, в качестве предметных воплощений – пирамид, зиккуратов, грандиозных храмов, крепостей, дворцов и т.д. Для древневосточного человека сакральное не просто существует, определяя смысл и цели его поступков, находя свое выражение в ритуале, но и существует здесь и сейчас в первую очередь в виде божественного царя, вернее царя-бога. Именно царь-бог, для древневосточного человека, был источником всех монументальных сооружений, которыми характеризуется культура Древнего Востока.

Эти сооружения представляли собой выражение и манифестацию того, что среди людей в качестве предводителя пребывает божество, что оно не соизмеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосходя. Таким образом, монументализм древневосточных культур и царская власть оказываются неразрывно связанными.

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходили в художественной культуре Нового царства – эпохи третьего и последнего подъема Египта. Пирамиды перестали строить, они стали прятаться.

В этот период были возведены, либо достраивались знаменитые храмовые комплексы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида была похожа на гору, то эти храмы напоминали дремучий лес (в одном гипостильном зале Карнака было 144 колонн).

О связи египетского искусства с письменностью надо сказать отдельно. Нигде больше, даже в Китае, живопись и надписи не образуют такого прочного декоративного синтеза. Пиктография или картинное письмо, было общей первоначальной основой и письменности и искусства Египта. Изображение для египтянина – это знак.

Но знак не в нашем понимании как знак-символ, нечто условное и подсобное, а священный знак-образ, обладающий жизненной силой. Создать изобразительный знак предмета, значило сберечь жизненную силу предмета. Но и надписи – тоже знак. Письменность как и живопись было дело религии, делом жрецов.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Качественное различие между фоном и добавочным изображением
Одна из характерных черт, которую сегодня мы привыкли видеть в фильмах и редко думаем, почему раньше нельзя было создавать такие изображения, это комбинированные планы, в которых трудно понять, где и когда создатели фильма использовали ме ...

Структура культуры
Такое большое количество определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д. Культурный процесс – это нак ...

Понятие «музей»
Современная музееведческая мысль разработала целый ряд определений музея, что связано как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся дефиниция. Например, в Российско ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы