Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Материалы » Особенности древнеегипетской культуры » Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Страница 2

Всем известно, что пирамиды воздвигались в качестве усыпальниц для фараонов. Каждая из них посвящена определенному фараону, но чем объяснить их огромность, их подавляющее величие? Явно не тем, что в них расположено множество комнат, необходимых для захоронения фараона. Как раз наоборот, помещений внутри усыпальниц очень мало.

Они представляют собой почти сплошной камень, рассчитанный, прежде всего на внешнее восприятие. Пирамиды, особенно для древнего человека, производили впечатление подавляющей мощи и величия, не сопоставимого и не соотнесенного с человеком, а стало быть, сверхчеловеческого. Сверхчеловеческое, по сути дела и есть нечто божественное, сакральное и весь вопрос состоит в том, почему в древневосточных культурах с их монументализмом сакральная реальность начинает обнаруживаться не только в ритуале, но и внешне, в качестве предметных воплощений – пирамид, зиккуратов, грандиозных храмов, крепостей, дворцов и т.д. Для древневосточного человека сакральное не просто существует, определяя смысл и цели его поступков, находя свое выражение в ритуале, но и существует здесь и сейчас в первую очередь в виде божественного царя, вернее царя-бога. Именно царь-бог, для древневосточного человека, был источником всех монументальных сооружений, которыми характеризуется культура Древнего Востока.

Эти сооружения представляли собой выражение и манифестацию того, что среди людей в качестве предводителя пребывает божество, что оно не соизмеримо ни с чем человеческим, бесконечно его превосходя. Таким образом, монументализм древневосточных культур и царская власть оказываются неразрывно связанными.

Более смелые и внутренне более значительные сдвиги происходили в художественной культуре Нового царства – эпохи третьего и последнего подъема Египта. Пирамиды перестали строить, они стали прятаться.

В этот период были возведены, либо достраивались знаменитые храмовые комплексы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида была похожа на гору, то эти храмы напоминали дремучий лес (в одном гипостильном зале Карнака было 144 колонн).

О связи египетского искусства с письменностью надо сказать отдельно. Нигде больше, даже в Китае, живопись и надписи не образуют такого прочного декоративного синтеза. Пиктография или картинное письмо, было общей первоначальной основой и письменности и искусства Египта. Изображение для египтянина – это знак.

Но знак не в нашем понимании как знак-символ, нечто условное и подсобное, а священный знак-образ, обладающий жизненной силой. Создать изобразительный знак предмета, значило сберечь жизненную силу предмета. Но и надписи – тоже знак. Письменность как и живопись было дело религии, делом жрецов.

Страницы: 1 2 

Другие публикации:

Ораторское искусство
Ораторское искусство – это искусство публичной речи, рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями. Включает в себя контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластику, жесты и движения и само обаяние личности оратора п ...

Балетный академизм М. Петипа
Вторая половина XIX века справедливо называется в балете эпохой Мариуса Петипа (1819-1910). С его именем связано торжество русского балетного искусства. За 56 лет работы в петербургском театре он оставил более 60 балетов. С ним вместе их ...

Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв
Хронологические рамки искусства Возрождения несколько иные, нежели, допустим, литературы Ренессанса. И хотя идея Возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто и самого Джотто восхваляли за то, что он проложил пут ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы