Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Материалы » Особенности древнеегипетской культуры » Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Страница 1

Древнее и среднее царства.

Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было ни много, ни мало дарить бессмерти, быть прямым продолжателем жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-либо произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представляло нечто само собой сущее, жизненным началом. Поэтому и труд художника считался священнодействием. Ведущие художники, зодчие, скульпторы, живописцы – были высокопоставленными лицами, часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Они гордились своими деяниями едва ли не также, как цари гордились своими победами.

И, тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя древних канонов.

Так как в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. Древнеегипетское искусство выработало язык, отвечающей идее постоянства – язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображается самое простое, самое обыденное, чего древнеегипетское искусство не чуралось (пастух доит корову, или идет стадо гусей), - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленного на века. В Древнем Царстве сложились устойчивые типы статуй, с необычайным стремлением к портретному сходству. Эти типы статуй повторялись потом и в Среднем и в Новом царствах, и в поздний Саисский период египетской истории. В рельефах Древнего царства также были установлены определенные каноны. Этот принцип рисунка сохранялся всегда. Случаи, когда человеческая голова в росписи или в рельефах изображалась не в профиль, а в фас, были крайне редки и встречаются уже только в Новое царство.

В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъем. Искусство Древнего царства – это египетская классика: оно монументально, спокойно, торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще. А вместе с тем в нем едва ли не больше дыхания жизни, чем в искусстве Среднего царства. Это и неудивительно: ведь изобразительные каноны в древнем царстве хотя и соблюдались, но еще не покрылись лоском тысячелетних традиций и были ближе к жизненным первоистокам.

Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса человека. Они не гнались, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения,- у них была друга задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии, а не в один эмпирический момент. Здесь не приходится говорить о неумении правильно рисовать. «Правил», одинаковых для всех народов и времен, вообще не существует. Примером может служить рельефы гробницы в Саккара

В Древнем Царстве начинается строительство пирамид, т.е в начале истории Древнего Египта. Как известно древние греки относили пирамиды к одному из чудес света. Пирамиды поражали греков своим величием и совершенством. Ничего подобного по масштабам ни античный мир, ни Средневековье не создавали, да и не стремились создать. Между тем, строители пирамид использовали только два приспособления – наклонную плоскость и рычаг. Нам очень трудно представить, что в эту эпоху не существовало ни ворота, ни винта, ни колеса. Всего того, что впоследствии использовалось при строительстве и менее грандиозных сооружений. Наклонной плоскости и рычага оказалось достаточным, чтобы соорудить скажем пирамиду Хеопса (Хуфу), чье основание занимает около 5 гектаров, высота достигает 146,5 метра. Сложена она и 2300000 гранитных камней, из которых каждый весит около 2500 тонны. Но не менее размеров в пирамиде поражает та филигранность с которой подогнан каждый камень. По поводу пирамид один современный специалист замечает: «Даже если не учитывать примитивный характер орудий 3 тысячелетия до нашей эры, можно сказать, что ни одно сооружение нашего времени не превосходит ее в технической виртуозности и смелости. И, однако, это предприятие было осуществлено культурой, только что выходящей из каменного века и долго еще пользовавшейся каменными орудиями, хотя долота и пилы … уже изготовлялись из бронзы»

Получается, что относительно еще скромные и неразвитые производительные силы Древнего Египта не просто позволили создать нечто, имеющее даже самого отдаленного подобия в первобытной культуре. Они были использованы принципиально иначе. До сих пор не виданный монументализм скорее задействовал производительные силы, чем стал их следствием. Ведь никакой так называемой целесообразности в строительстве пирамид не было. Выражаясь современным языком, их строительство было затратным, и тяжелым бременем ложилась на египетскую экономику. Ничьей жизни эти стройки не улучшали. И все-таки пирамиды упорно сооружались. В течение нескольких столетий их размеры были очень велики, затем они уменьшаются. Но ни в одном, ни во втором случае невозможно представить себе одного - , что строители работали под голым принуждением и насилием. Уже одна точность и тщательность, с которой возводили эти пирамиды говорит о некоей заинтересованности самих строителей. За их строительством не могла не стоять какая-то внутренняя необходимость, стремление выразить нечто, касающееся всех, и для тех, кому сооружались усыпальницы, и для тех, кто их строил. Это «нечто» и было тем новым, чего не знала первобытность, что было чуждо мировоззрению первобытного человека.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Коллаж и монтаж
Наряду с обработкой реальных фотографий, Photoshop прекрасно приспособлен для создания монтажа. Монтажи и коллажи исключительно широко используются в рекламе, при иллюстрировании, в промышленном и книжном дизайне. В случае составления кол ...

Основные черты
Искусство поп-арта тесно переплеталось с искусством торговой рекламы, ставшей неотъемлемой частью американского образа жизни. Реклама броско и навязчиво пропагандирует товарный стандарт. Как и в рекламе, главными сюжетами поп-арта стали а ...

Танец в XIX веке
Во второй половине XVIII века менуэт наскучил публике своими формализмом и жеманностью. Настало время вальса. Его непосредственным предшественником был немецкий лендлер, распространенный в горных областях Южной Германии и Австрии под назв ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы