Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Материалы » Особенности древнеегипетской культуры » Архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Страница 1

Древнее и среднее царства.

Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было ни много, ни мало дарить бессмерти, быть прямым продолжателем жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-либо произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представляло нечто само собой сущее, жизненным началом. Поэтому и труд художника считался священнодействием. Ведущие художники, зодчие, скульпторы, живописцы – были высокопоставленными лицами, часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Они гордились своими деяниями едва ли не также, как цари гордились своими победами.

И, тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя древних канонов.

Так как в отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем жизни вечной, то оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. Древнеегипетское искусство выработало язык, отвечающей идее постоянства – язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображается самое простое, самое обыденное, чего древнеегипетское искусство не чуралось (пастух доит корову, или идет стадо гусей), - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленного на века. В Древнем Царстве сложились устойчивые типы статуй, с необычайным стремлением к портретному сходству. Эти типы статуй повторялись потом и в Среднем и в Новом царствах, и в поздний Саисский период египетской истории. В рельефах Древнего царства также были установлены определенные каноны. Этот принцип рисунка сохранялся всегда. Случаи, когда человеческая голова в росписи или в рельефах изображалась не в профиль, а в фас, были крайне редки и встречаются уже только в Новое царство.

В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъем. Искусство Древнего царства – это египетская классика: оно монументально, спокойно, торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще. А вместе с тем в нем едва ли не больше дыхания жизни, чем в искусстве Среднего царства. Это и неудивительно: ведь изобразительные каноны в древнем царстве хотя и соблюдались, но еще не покрылись лоском тысячелетних традиций и были ближе к жизненным первоистокам.

Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса человека. Они не гнались, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения,- у них была друга задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии, а не в один эмпирический момент. Здесь не приходится говорить о неумении правильно рисовать. «Правил», одинаковых для всех народов и времен, вообще не существует. Примером может служить рельефы гробницы в Саккара

В Древнем Царстве начинается строительство пирамид, т.е в начале истории Древнего Египта. Как известно древние греки относили пирамиды к одному из чудес света. Пирамиды поражали греков своим величием и совершенством. Ничего подобного по масштабам ни античный мир, ни Средневековье не создавали, да и не стремились создать. Между тем, строители пирамид использовали только два приспособления – наклонную плоскость и рычаг. Нам очень трудно представить, что в эту эпоху не существовало ни ворота, ни винта, ни колеса. Всего того, что впоследствии использовалось при строительстве и менее грандиозных сооружений. Наклонной плоскости и рычага оказалось достаточным, чтобы соорудить скажем пирамиду Хеопса (Хуфу), чье основание занимает около 5 гектаров, высота достигает 146,5 метра. Сложена она и 2300000 гранитных камней, из которых каждый весит около 2500 тонны. Но не менее размеров в пирамиде поражает та филигранность с которой подогнан каждый камень. По поводу пирамид один современный специалист замечает: «Даже если не учитывать примитивный характер орудий 3 тысячелетия до нашей эры, можно сказать, что ни одно сооружение нашего времени не превосходит ее в технической виртуозности и смелости. И, однако, это предприятие было осуществлено культурой, только что выходящей из каменного века и долго еще пользовавшейся каменными орудиями, хотя долота и пилы … уже изготовлялись из бронзы»

Получается, что относительно еще скромные и неразвитые производительные силы Древнего Египта не просто позволили создать нечто, имеющее даже самого отдаленного подобия в первобытной культуре. Они были использованы принципиально иначе. До сих пор не виданный монументализм скорее задействовал производительные силы, чем стал их следствием. Ведь никакой так называемой целесообразности в строительстве пирамид не было. Выражаясь современным языком, их строительство было затратным, и тяжелым бременем ложилась на египетскую экономику. Ничьей жизни эти стройки не улучшали. И все-таки пирамиды упорно сооружались. В течение нескольких столетий их размеры были очень велики, затем они уменьшаются. Но ни в одном, ни во втором случае невозможно представить себе одного - , что строители работали под голым принуждением и насилием. Уже одна точность и тщательность, с которой возводили эти пирамиды говорит о некоей заинтересованности самих строителей. За их строительством не могла не стоять какая-то внутренняя необходимость, стремление выразить нечто, касающееся всех, и для тех, кому сооружались усыпальницы, и для тех, кто их строил. Это «нечто» и было тем новым, чего не знала первобытность, что было чуждо мировоззрению первобытного человека.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

Культура первобытности: этапы становления и основные черты
История культуры первобытного общества охватывает громадный промежуток времени – от возникновения человека и до сегодняшнего дня, так как и сейчас на земле существуют народы, ведущие первобытный образ жизни, которые можно назвать внеистор ...

Леонардо да Винчи
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский х ...

Захаров
Крупнейшим представителем русской архитектуры начала 19 в. был Андреян Дмитриевич Захаров (1761—1811), воспитанник Петербургской Академии художеств, впоследствии руководитель архитектурного класса Академии. Захаров был автором многочислен ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы