Особенности древнеегипетской культуры

Материалы » Особенности древнеегипетской культуры

Древний Египет – одно из древнейших царств мира. История Древнего Египта включает в себя следующие периоды:

– Додинастический период – 4 тыс. до н.э.;

– Древнее Царство – 32-24 в.в. до н.э.;

– Среднее царство – 21-19 в.в. до н.э.;

– Новое царство - 16- 12 в. до н.э.;

– Позднее время – 11в. – 332 г. до н.э.

Древнее Царство было эпохой создания единой египетской державы, подвластной божественным фараонам, и утверждения этой державы в окружающем мире. Период между Древним и Средним царствами был для Египта временем распада на отдельные номы (административные округа).

Эпоху Среднего царства называют классической – это был второй период расцвета Древнего Египта. Между средним и Новым царствами , страна находилась около ста лет под владычеством гиксосов.

В период Нового царства Египет достиг своего наивысшего расцвета, занимая ведущее положение на севере Африки и Ближнего Востока.

Эпоха Позднего царства – это эпоха заката древнеегипетской цивилизации. Постоянные кризисы, поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами ослабили Древний Египет. В 332 г. до н.э. Египет был покорен войсками Александра Македонского, после смерти которого страна оказалась под властью династии Птолемеев.

Основные черты древнеегипетской цивилизации.

Сакрализация власти. Сакрализация – это процесс наделения царской власти священными, божественными свойствами. Сильная централизованная власть покоилась на идее божественной сущности фараона. В руках фараона сосредотачивалась вся власть. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, была ее незыблемость и непостижимость

Любому грамотному человеку известно, что первые в истории человечества государства возникли на основе власти царей и власть эта была практически безграничной. Но царь, каким бы он ни был могущественный, был один на сотни тысяч, а то и миллионы поданных, как это было в Древнем Египте. Без характеристики царя и царской власти представление о культурах Древнего Востока будет не просто неполным, о ней ничего не будет сказано вообще. Дело не сводится к тому, что царь – это один человек на фоне сотен тысяч и миллионов людей и от его желаний инициативы не так уж много и зависит. Гораздо важнее другое. Древневосточные люди всю свою жизнь организовывали вокруг божественной фигуры царя. Именно с ним соотносили свои деяния и помыслы, в нем видели источник благодеяний и бедствий. Царь центрировал тот мир, в котором жили древневосточные люди, определяя собой систему координат их мировоззрения.

По традиционной древнеегипетской формуле, фараон сын верховного солнечного бога Ра и одновременно, всех остальных девяти главных богов. Фараон – это концентрированность божественного в одном лице. Фараон в какой-то мере больше бог, чем все остальные боги в отдельности. Фараон не просто посредник, а продолжение мира богов в мире людей. Это хорошо видно в древнем тесте «Завещание Рамсеса». Фараон в своей обращенности к богам только начинает с почтительного признания своей служебности и подчиненности. И уж конечно вся официальная жизнь Египта была жизнью фараона.

В Древнем Египте фигура и образ божественного царя получил наиболее полное и законченное выражение. Но и здесь культ царя-бога был только тенденцией, на основе которой продолжали сохраняться первобытные представления. Где-нибудь в глубинке люди продолжали верить своим местным божкам, и были связаны с культом фараона чисто формально. Как свидетельствуют дошедшие до нас древнеегипетские тексты, фараон не всегда представлял в полноте своей божественности. Культ божественного царя далеко не всегда был последовательным и бескомпромиссным. И все же фараон был здесь обожествлен настолько, насколько вообще люди могут обожествлять другого присутствующего среди них человека.

2. Символичность культуры и мировоззрения древних египтян. Основные символы египетской культуры – сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, анкх (египетский крест с петлей, «ключ Нила»).

Сфинкс был олицетворением тайной премудрости, универсальным символом египетской культуры Сфинкс выступал посредником между царством живых бога Ра и царством мертвых Осириса. Кроме того, сфинкс олицетворял собой божественную сущность фараона. Священным атрибутом богов, знаком их мудрости и власти – анкх. Он символизировал жизнь как связующее звено между двумя мирами: божественным и земным.

3. Особенностями мировоззрения египтян были: мифологичность, устойчивость, традиционность, неподвижность. Мифологичность древнеегипетского человека заключалась в том, что космический порядок и его отражение на земле давно установлены богами. Точное и педантичное следование традиции, ритуалу, канону и вообще любому правилу пронизывали все сферы жизни древнего египтянина.

4. Страстное желание побороть и остановить смерть. Смерть представлялась египтянину злом и ненормальностью, нарушением естественного течения событий. Надежда на заупокойную вечную жизнь породила специфический заупокойный культ. Обретение вечной жизни египтяне связывали с сохранением тела (отсюда появление традиции бальзамирования). Если собрать воедино все аспекты жизни древнего египтянина, связанные со смертью и загробным существованием, то окажется, что древнеегипетская культура обслуживала смерть не меньше, чем жизнь.

5. Древнеегипетское государство было жестким централизованным государством, ирригационного типа.

5. Наука была привилегией незначительного меньшинства (чаще всего жреческого сословия).

6. Искусство отличалось монументальностью, грандиозностью, огромными размерами и строгому следованию художественным канонам.

Другие публикации:

Пейзаж
Самый древний вид пейзажа - изображение первозданной природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова "paysage" и нем. Landschaft (образ села, образ земли), которые за три столетия прочно укоренились ...

Живопись: традиции и новации
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. На смену символизму пришел акмеизм. Акмеисты, в отличие от символической туманности, провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно т ...

Внимание как научная проблема в современной психологии
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания [5,24]: 1. Внимание как ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы