Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

Материалы » Особенности древнеегипетской культуры » Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

Египетская письменность – одна из древнейших в мире и проделывала свою обычную эволюцию – от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Как всегда, изобразительные знаки при этом упрощались, схематизировались, и, в конце концов, теряли сходство с предметом. В Египте рано возникло алфавитно-слоговое письмо. Когда ученые в 19 веке взялись за его расшифровку, их сбило с толку то обстоятельство, что среди схематических букв часто встречались изображения несхематические – людей, животных, птиц, различных предметов. Думали поначалу, что египетские иероглифы – это символические письмена-рисунки. Но оказалось, что изображения лишь присоединены к слоговому письму в качестве детерминированных знаков. То есть, если писалось слово плавать, то рядом пририсовывался кораблик и т.д. Таким образом, сохраняя знак-образ, письменность сохраняла родство с искусством, искусство в свою очередь сохраняло связь с пиктограммой – и внешнюю и внутреннюю. Что такое все эти вытянутые в строки вереницы сцен, опоясывающие стены усыпальниц, как не своеобразная опись богатств и деяний вельможи. Насколько деловыми были эти описи, можно судить по тому, что тут же нередко приводились и точные цифры рабов и скота. Эта рассудочная деловитость египетского искусства была в сущности, обратной стороной его глубочайшей поэтичности: она проистекала из веры в безусловную реальность художественных образов.

Египет оставил богатое письменное наследие. Это заклинания и жизнеописания, «Книга мертвых» религиозный текст о погребальном культе. Существовала светская литература: любовные стихи, повести, восхваления, поучения (Поучения жреца Птахопета»), письма, рассказы («Рассказ Синухета»). Элементы философствования наблюдаются в таких произведениях как «Песнь арфиста» о конечность человеческой жизни, «Разговор разочарованного со своей душой».

Просвещение. В Древнем Египте существовала развитая система образования. В 3 тыс. до н.э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали писцов. Получают распространение жреческие школы при храмах, а со 2-го тыс. до н.э. появляются крупные светские при государственных учреждениях. В школах обучались только мальчики в возрасте от 5 до 16 лет. Их обучали чтению, письму, счету, гимнастике, этикету. В жреческих школах получали религиозное образование, медицину, астрономию.

Наука и право. Источником права в Египте был первоначально обычай. С развитием государственности активной становится законодательная деятельность фараонов. В Египте существовало несколько видов владения землей, с которой совершали сделки, различные виды собственности, что потребовало юридической упорядоченности. Существовало уже несколько видов договоров – договор займа, договор найма, аренды, купли – продажи. Для семейных отношений было характерно довольно высокое положение женщины в семье. Заключался брачный договор, по которому приданое оставалось в собственности женщины. Не только мужчине, но и женщине разрешалось быть инициатором развода. Наследниками признавались равноправно дети обоих полов, причем завещание составлялись как мужчинами, так и женщинами. Уголовное право Египта знало следующие виды преступления:

– государственные – измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;

– религиозные – убийство священного животного, чародейство;

– против личности – убийство;

– против собственности – кража, обмеривание, обвешивание;

– преступление против чести и достоинства – прелюбодеяние, изнасилование.

Уровень научных знаний также был очень высок. Получило развитие конструирование и

развитие сложных архитектурных сооружений, внедрение в инженерные расчеты математики. Уникальной была технология изготовление папируса и стекла. Египтянам приписывается изобретение плуга, лопаты, мотыги, пилы, рычага блока и ворота. Именно в Египте появились солнечные и водяные часы, создан первый солнечный календарь. Большого развития достигла медицина. Благодаря бальзамированию египтяне прекрасно знали анатомию человека, проводили сложнейшие опреации.

Другие публикации:

Понимание культуры в новое время
Понятие «культура» вошло в обиход в современном значении в европейской мысли во второй половине XVIII в. в Германии. Оно имело два смысловых оттенка: – господство над природой с помощью знаний и ремесла, так как культура выступала как ма ...

Культура как смысловой мир человека
Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл — это содержание чело ...

Иван Шишкин
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы