Культура России XIX – начала ХХ веков

Материалы » Культура Российской империи XVIII в. – нач. XX в » Культура России XIX – начала ХХ веков

Страница 1

XIX в. – «золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она сохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово. Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за пределами Российской империи. Мы можем теперь долго перечислять имена россиян, ставших гражданами всемирно-исторической «республики гениев». Среди них: математики Н. Лобачевский (1793 - 1856) и П. Чебышев (1831 - 1894), физики А. Столетов (1839 - 1896) и Н. Жуковский (1848 - 1921), химики Н. Зинин (1812 - 1888) и Д. Менделеев (1834 - 1907), изобретатель радио А. Попов (1859 – 1905) и «отец космонавтики» К. Циолковский (1857 – 1935); композиторы М. Глинка (1804 - 1857), М. Мусоргский (1839 - 1881), П. Чайковский (1840 - 1893), Н. Римский-Корсаков (1844 - 1908); художники И. Репин (1844 - 1930), В. Суриков(1848 – 1916), И. Левитан (1860 - 1900); и, конечно же, литераторы А. Пушкин (1799 - 1837), М. Лермонтов (1814 - 1841), Н. Гоголь (1809 - 1852), Ф. Достоевский (1821 - 1881), Л. Толстой (1828 - 1910), А, Чехов (1860 - 1904)…

Что касается литературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и «экспортируемым» видом русского искусства. Здесь заметен контраст между культурой императорской (петербургской) России и культурой киевского, а также московского периодов, когда преимущественное развитие получили зодчество и изобразительное искусство (из-за этого культуру допетровской Руси порой не вполне правомерно называют «культурой великого молчания»). XIX в. также показал, что «поэт в России больше, чем поэт». Художественное слово приобрело необычайный общественный вес. Литературные журналы (типа «Отечественных записок») частично взяли на себя роль отсутствующих политических партий.

В России XIX в. расширился не только круг творцов (и, кстати, вырос их социальный статус), расширилась и их аудитория, которая раньше концентрировалась вокруг императорского двора. Наряду с дворянством в состав «образованного общества» вошла интеллигенция, формировавшаяся за счет включения в себя выходцев из разных сословий. При этом даже в конце столетия (по данным переписи 1897 г.) грамотные составляли только 21% населения империи!

«Золотой век» русской культуры имеет ту особенность, что ей недостает гармоничности, внутренней уверенности в себе, а ведь все это предполагается названием - «золотой век». Пожалуй, самым «золотым» в этом смысле было время царствования Александра I (первая четверть XIX в.), при котором проводились определенные либеральные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков и победоносно вступила в Париж. После же «дней Александровых прекрасного начала» и особенно после подавления восстания декабристов (1825 г.) в русском искусстве и общественной мысли начинает отчетливо звучать тревога за судьбу страны.

Лучших представителей высокой русской культуры явно тяготил разрыв между просвещенными на европейский лад «верхами» Российской империи и ее малограмотным, более традиционалистски настроенным простонародьем. Заметной тенденцией «золотого века» стало растущее отчуждение между властью и «образованным обществом», особенно интеллигенцией. За время, прошедшее с Петровских реформ, выросли поколения людей, для которых привычными являлись западные представления о чести и достоинстве, о правах гражданина, о необходимости ограничения верховной власти – а вот русская монархия представлялась уже архаизмом, постыдной «азиатчиной». Эти люди считали, что в царской России их таланты и образование остаются не востребованными. Многие хотели окончательного сближения с Западом и, торопя время, были готовы поддержать самые крутые реформы и даже революцию.

Страницы: 1 2

Другие публикации:

«Страшный суд»
Тема Страшного Суда – одна из самых важных, распространенных и впечатляющих в истории искусства средневековой Европы: это традиционный сюжет в витражах и рельефах готических соборов; из иконографических программ романской монументальной ж ...

Формирование культуры великорусской народности
С 14в. восстанов. русских земель. 14-15 в. –развивается различие в кул-ре юго-запад. Руси, северо-восточ.1299 –центр руск. правосл. церкви переместился в Вл.; 1326 – в Москву. На Руси по-прежнему разв-ся кул. по княжествам. В 14в. успешно ...

Пирамида из бокалов
Построение пирамид из бокалов для шампанского и коктейлей (от 30 до 200 бокалов). Организация тематических вечеров. Мы возьмем на себя разработку коктейльного меню для Вашей тематической вечеринки. В своих выступлениях мы используем разл ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы