Культура Российской империи XVIII в. – нач. XX в

Материалы » Культура Российской империи XVIII в. – нач. XX в

В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 - 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором. Восхищаясь западным образом жизни, он энергично внедрял его в своей стране, прежде всего среди дворянства. С его подачи русские – народ с достаточно древней и сложной культурой – были поставлены в положение чуть ли не дикарей, которым надо приобщиться подлинной цивилизации. Это стало серьезным испытанием для национального самолюбия, и не все его выдержали – среди части «образованного общества» распространилось настоящее «чужебесие», т.е. преклонение перед всем иностранным. Правилом хорошего тона у «господ» стало общение на французском, немецком, английском языках с целью подчеркнуть свой европейский лоск и свое благородство.

Надо признать, что по некоторым направлениям культурного развития Россия к XVIII в. действительно уступала Западной Европе. Это касалось, прежде всего, сферы науки и научного образования. Академия наук в России была основана в 1725 г., и ее поначалу заполнили одни иностранцы. Первым собственно русским академиком стал великий М. Ломоносов (1711 - 1765), ученый необычайной широты интересов. Его стараниями в 1755 г. (наконец!) в Москве появился университет. В 1758 г. в нем училось около 100 человек – и это на 20 млн. населения страны. А в Германии в то время при таком же примерно количестве населения существовало более 20 университетов!

Если наука в XVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство эпохи культурного ученичества уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всего приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и целых выражений. Большинство произведений русской поэзии, прозы, драматургии XVIII в. читать сейчас затруднительно вследствие их косноязычия и откровенно подражательного характера. Среди удачных исключений – творчество поэта Г. Державина (1743 - 1816), комедиографа Д. Фонвизина (1744 - 1792), а в самом конце столетия – Н. Карамзина (1726 - 1826), беллетриста и, по выражению А. Пушкина, «Колумба русской истории».

Изобразительное искусство и архитектура России притом, что оказались под несомненным западным влиянием (например, скульптура была прямо позаимствована с Запада), раньше, чем литература проявили свою национальную оригинальность и способность создавать шедевры. В числе их самых талантливых представителей – живописцы Ф. Рокотов (1735 – 1808), Д. Левицкий (1735 - 1822), В. Боровиковский (1757 - 1825); скульпторы Ф. Шубин (1740 – 1805) и М. Козловский (1753 - 1802); зодчие В. Баженов (1737 - 1799) и М. Казаков (1738 - 1812). И уже к концу XVIII в. было понятно, что Петербург – молодая столица империи – становится одним из красивейших в художественном отношении городов Европы («Северной Венецией»).

Яркая особенность высокой русской культуры XVIII в. – ее тесная связь с императорским двором и властью, которые ее буквально насаждали. Парадоксальная ситуация: именно двор выступал в качестве главного носителя и распространителя в стране идей Просвещения. Императрица Екатерина II (1729 – 1796, правила с 1762), при которой феодально-крепостнический строй в России достиг своего апогея, находилась в переписке с Вольтером, Дидро и другими европейскими просветителями. А ведь Просвещение было движением принципиально антифеодальным, антиабсолютистским!

В Российской империи XVIII в. едва-едва начали появляться люди, носители специфического «духа капитализма». Даже к концу XIX – началу ХХ в. слой таких людей был незначителен. Книги просветителей в XVIII в. читали в России, главным образом, дворяне. У большинства из них не появилось желания поскорее уравняться в правах с мужиками и отменить самодержавие. Первое, что им легче всего было взять у просветителей, – это критическое отношение к религии. Этому часто сопутствовало вступление в какую-нибудь масонскую ложу. Так назывались завезенные из Европы тайные организации, стоявшие на позициях космополитизма и антиклерикализма.

Авторитет Православной Церкви в обществе, ее влияние на культурную жизнь резко снизились. В огромной мере этому посодействовала сама власть. Еще Петр I отменил в Церкви патриаршество и фактически превратил духовенство в своеобразных «чиновников духовного ведомства». Зависимость Церкви от государства лишало ее нравственной силы, но и русскую монархию в итоге эта политика подвела к кризису народного доверия.

Другие публикации:

Распространение граффити культуры
В 1979 году арт-дилер Клаудио Бруни предоставил граффити-художникам Ли Киньонесу и Fab 5 Freddy галерею в Риме. Для многих райтеров, работающих за пределами Нью-Йорка, это было первым знакомством с традиционными формами искусства. Дружеск ...

Гарри Гудини. Искусство магии против жульничества
Он творил поистине библейские чудеса и совершал подвиги, достойные самого Геракла. "Ловкость рук и никакого мошенничества!" - таков был девиз этого человека, всю жизнь создававшего иллюзии и боровшегося с суевериями. Звали его Г ...

Теория и разработки
Начальные теоретические разработки поп-арта появились в Англии в период в 1952 по 1955 годы, когда в Институте современного искусства в Лондоне образовалась «Независимая группа» архитекторов, художников, критиков среди них были Ричард Гам ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы