Культура Российской империи XVIII в. – нач. XX в

Материалы » Культура Российской империи XVIII в. – нач. XX в

В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 - 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором. Восхищаясь западным образом жизни, он энергично внедрял его в своей стране, прежде всего среди дворянства. С его подачи русские – народ с достаточно древней и сложной культурой – были поставлены в положение чуть ли не дикарей, которым надо приобщиться подлинной цивилизации. Это стало серьезным испытанием для национального самолюбия, и не все его выдержали – среди части «образованного общества» распространилось настоящее «чужебесие», т.е. преклонение перед всем иностранным. Правилом хорошего тона у «господ» стало общение на французском, немецком, английском языках с целью подчеркнуть свой европейский лоск и свое благородство.

Надо признать, что по некоторым направлениям культурного развития Россия к XVIII в. действительно уступала Западной Европе. Это касалось, прежде всего, сферы науки и научного образования. Академия наук в России была основана в 1725 г., и ее поначалу заполнили одни иностранцы. Первым собственно русским академиком стал великий М. Ломоносов (1711 - 1765), ученый необычайной широты интересов. Его стараниями в 1755 г. (наконец!) в Москве появился университет. В 1758 г. в нем училось около 100 человек – и это на 20 млн. населения страны. А в Германии в то время при таком же примерно количестве населения существовало более 20 университетов!

Если наука в XVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство эпохи культурного ученичества уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всего приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и целых выражений. Большинство произведений русской поэзии, прозы, драматургии XVIII в. читать сейчас затруднительно вследствие их косноязычия и откровенно подражательного характера. Среди удачных исключений – творчество поэта Г. Державина (1743 - 1816), комедиографа Д. Фонвизина (1744 - 1792), а в самом конце столетия – Н. Карамзина (1726 - 1826), беллетриста и, по выражению А. Пушкина, «Колумба русской истории».

Изобразительное искусство и архитектура России притом, что оказались под несомненным западным влиянием (например, скульптура была прямо позаимствована с Запада), раньше, чем литература проявили свою национальную оригинальность и способность создавать шедевры. В числе их самых талантливых представителей – живописцы Ф. Рокотов (1735 – 1808), Д. Левицкий (1735 - 1822), В. Боровиковский (1757 - 1825); скульпторы Ф. Шубин (1740 – 1805) и М. Козловский (1753 - 1802); зодчие В. Баженов (1737 - 1799) и М. Казаков (1738 - 1812). И уже к концу XVIII в. было понятно, что Петербург – молодая столица империи – становится одним из красивейших в художественном отношении городов Европы («Северной Венецией»).

Яркая особенность высокой русской культуры XVIII в. – ее тесная связь с императорским двором и властью, которые ее буквально насаждали. Парадоксальная ситуация: именно двор выступал в качестве главного носителя и распространителя в стране идей Просвещения. Императрица Екатерина II (1729 – 1796, правила с 1762), при которой феодально-крепостнический строй в России достиг своего апогея, находилась в переписке с Вольтером, Дидро и другими европейскими просветителями. А ведь Просвещение было движением принципиально антифеодальным, антиабсолютистским!

В Российской империи XVIII в. едва-едва начали появляться люди, носители специфического «духа капитализма». Даже к концу XIX – началу ХХ в. слой таких людей был незначителен. Книги просветителей в XVIII в. читали в России, главным образом, дворяне. У большинства из них не появилось желания поскорее уравняться в правах с мужиками и отменить самодержавие. Первое, что им легче всего было взять у просветителей, – это критическое отношение к религии. Этому часто сопутствовало вступление в какую-нибудь масонскую ложу. Так назывались завезенные из Европы тайные организации, стоявшие на позициях космополитизма и антиклерикализма.

Авторитет Православной Церкви в обществе, ее влияние на культурную жизнь резко снизились. В огромной мере этому посодействовала сама власть. Еще Петр I отменил в Церкви патриаршество и фактически превратил духовенство в своеобразных «чиновников духовного ведомства». Зависимость Церкви от государства лишало ее нравственной силы, но и русскую монархию в итоге эта политика подвела к кризису народного доверия.

Другие публикации:

Киево-Печерская Лавра - крупнейший памятник древнего зодчества
В 1718 г. большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил много каменных зданий, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека. С 1720 г. начинается восстановление поврежденных пожаром сооружений и сведен ...

Заокеанская держава. Зрелище или искусство
Американское кино 60-х годов XX столетия переживало своеобразную «пересменку»: актеры и режиссеры, создававшие прежде славу Голливуда, сходили со сцены. Новые добивались успехов, но не дорастали до популярности «старой гвардии». Положение ...

Особенности сценария документального телефильма
Драматургия – это очень важно. По основным принципам драматургии построено, по сути, всё, включая нашу жизнь. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка. За тысячи лет культурного развития человечество не придумало ничего новог ...


Новое на сайте

Наскальные рисунки


Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.

Разделы